Нерыночный сектор экономики – включает нат хоз-во, в котором производят прод-ты для себя, и гос-ый сектор.
Экономические институты – формальные и неформальные правила и ограничения эк деят-ти, а также мех-мы их поддержания (договор, право собственности и право чела).
Трансакционные издержки – издержки эк-го оборота, обусловленные социальной природой блага.
Трансформационные издержки – издержки эк-го оборота, обусловленные натуральными хар-ми блага.
Уровни организации национальной экономики.
4 уровня:
1. Микроэк-кий – взаимод дом хоз-в и фирм
2. Мезоэк-кий – регион, АПК, топливно-промышл комплекс
3. Макроэк-кий – гос-во
4. Мегоэк-кий – взаимод-вие с внеш миром
5. *Наноэк-ка – чел-к в эк-ке
Безопасность национальной экономики – состояние устойчивости системы в целом, ее эл-тов, секторов, сфер, составных частей, их сп-ть выполнять свои ф-ции и обеспеч-ть реализацию нац интересов.
Национальные интересы в сфере экономики – сов-ть сбалансированных жизненно важных интересов различных хозяйствующих субъектов
Объекты, субъекты и показатели безопасности национальной экономики.
Объекты: составные части НЭ, эл-ты, секторы, сферы, эк-кие интересы ее субъектов.
Субъекты: гос-во (взаимосвязанная, иерархическая система органов управления эк-кой и общ-вом, в принудительном порядке устанавливающая и поддерживающая обязательные условия (з-ны) эк-кой деят-ти), ф и ю лица
Показатели безопасности национальной экономики:
1. Кол-ные: динамика и стр-ра ВВП; объемы и темпы промышл пр-ва, инвестиций; темпы инфл; дефицит гос б-та; размер гос долга и т. д.
2. Кач-ные: наличие рынков, динамика их развития; ур конкуренции в стране; сост. действующего эк-го зкндат-ва.
Угрозы безопасности национальной экономики: 1. Провалы рынка, 2. Провалы гос-ва. «Провалы» рынка (можно преодолеть гос рег-нием эк-ки):
1. Рынок порождает монополию, но не может ее устранить
2. Неспособность рын субъектов производить общ-ные блага
3. Неспособность рын субъектов соблюдать соц приемлемые границы нерав-ва в распределении доходов
4. Несп-ть рынка устранить внешние эф-ты.
«Провалы» государства (может устранить гр-н):
1. Несоответствие дох и расходов
2. Отсутствие четких критериев эк деят-ти гос-ва
3. Вер-ть достижения рез-тов, отлич от намеченных
4. Неравномерность распределения рес-сов
5. Недостаток объективной инф-ции для принятия оптим решений
6. Бюрократизм
7. Недостаток контроля общества над бюрократией
8. Несов-во полит процесса
9. Недостаток мотивации к эф-му ведению дел
Система обеспечения безопасности национальной экономики явл-ся составной частью системы НБ и это сов-ть соответствующих нормативно-правовых актов, организационно-технических мероприятий, и необходимых для их выполнения трудовых, материальных и финн рес-сов. Она включает 1. Анализ состояния НЭ и тенденции ее развития; 2. Прогнозир-ние вн и вн среды; 3. Выявление и оценка опасностей и угроз, слабостей безопасности НЭ; 4. Планирование, организацию и осуществление практич действий по нейтрализации выявлен опасностей и угроз; 5разработку и принятие необходимости нормативных актов.
Закономерности переходного периода:
1. Становление новой пр-ной и институциональной стр-ры НЭ – происходит на основе изменения отношений собственности (приватизации), либерализации, расширения взаимодействия страны с ост миром. Определяющий процесс – приватизация.
2. Изменение роли гос-ва в эк-ке –гос-во превращается в одного из многих эк-ких субъектов, но остается формальным источником правил.
3. Макроэк-кая (финансовая)стабилизация – подавление инфляции, укрепление нац ден ед-цы и т. д. способами, отличными от способов прошлого периода.
4. Трансформационный спад – старые мех-мы эк деят-ти разрушены, а новые еще слабы или отсутствуют.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.