В результате заемной деятельности правительства образуется гос. долг – долговые обязательства перед физ. и юр. лицами, ин. государствами, м\народ. организациями и другими субъектами м\народ права.
Виды: капитальный (все долговые обязательства государства на опред. дату), текущий (предстоящие платежи, срок погашения которых наступает в отчетном периоде), гос. долг РФ, гос. долг субъектов РФ, внешний, внутренний. Возрастание гос. долга до критических размеров приводит к банкротству страны, ее вступлению в долговой период, когда новые кредиты и займы используются для расчетов ранее полученных.
Управление гос. долгом – совокупность мероприятий государства по погашению займов и выплате доходов кредиторам, по изменению условий действующих займов и т.д
Методы гос. регулирования:
1) Внутреннего долга: рефинансирование (погашение старой задолженности путем выпуска новых займов), конверсия (изменение доходности займов), консолидация (увеличение сроков действия выпущенных займов), унификация (объединение неск. займов в один), отсрочка погашения займов, аннулирование гос. долга.
2) Внешнего долга: рефинансирование, конверсия, консолидация, реструктуризация (перенос на более поздние сроки платежей), капитализация задолженности по платежам (превращение задолженности в основной долг).
Основные источники покрытия бюджетного дефицита в России: денежная эмиссия (кредиты ЦБ), внутренние и внешние займы.
Страхование – экон. отношения по защите имущественных интересов физ. и юр. лиц при наступлении страховых случаев за счет ден. фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов.
Страховой фонд (централизованный, фонд самострахования, страховой фонд страховщика) – резерв матер. и ден. средств для покрытия ущерба, причиняемого обществу случайностями.
Специфика страховой защиты состоит в вероятностном характере наступления страхового события, в выражении ущерба в натур. или ден. форме, объективной потребности возмещения ущерба, реализации мер по предупреждению и преодолению последствий страхового случая.
Функции страхования:
- формирование специализированного страхового фонда;
- возмещение ущерба физ. и юр. лицам;
- предупреждение страхового случая и минимизация ущерба.
Финансы российских организаций – совокупность экон. отношений, возникающих по поводу формирования, распределения и использования фондов ден. средств организаций.
Виды фондов: собственных средств, заемных средств, привлеченных средств (фонд потребления, расчеты по дивидендам); фонды, образуемые за счет нескольких источников (инвестиц, валют фонд), оперативные ден. фонды (для выплат з\п, дивидендов).
Принципы построения: хозяйственная самостоятельность, самофинансирование, материальная заинтересованность и ответственность, обеспечение финансовыми резервами.
Функции финансов организации: фондообразующая, доходо-распределительная, инвестиционно-распределительная, обеспечивающая, контрольная.
Современное состояние финансов организации.
Неудовлетворительное финансовое состояние, их незащищенность от угроз проявляется в:
- несовершенстве финн отношений,
- недостатке средств для формирования фондов,
- невыполнении финансами организаций своих функций,
- несоблюдении принципов финансирования.
Кризисное состояние финансов населения (домашних хозяйств) России.
Финансы населения (дом хозяйств) – экон отношения, возникающие при движении ден средств в процессах образования и использования доходов населения.
В России доходы и возможности накопления распределены неравномерно: большая часть населения тяготеет к бедности, средний класс малочислен.
Доходы - Налоги и сборы = Чистый располагаемый доход – Расходы = Сбережения. Если сбережений нет, то для выхода из кризиса используют развитие личного подсобного хозяйства и занятость в теневом секторе. Из-за недоверия населения к финансово-кредитным институтам сбережения хранятся в семьях, что ограничивает инвестиционный потенциал страны.
Тема 11. Социальные аспекты экономической безопасности
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.