Финансовая система страны – разные сферы (звенья) финансовых отношений, которые имеют особенности в формировании и использовании фондов ден. средств, выполняют различную роль в общественном воспроизводстве, но обладают общими признаками.
В финансовую систему страны входят:
- гос.бюджет (главное звено фин. системы, форма образования и использования централиз. Фонда ден. средств для обеспечения функций органов гос. власти);
- внебюджетные фонды (средства центрального правительства и местных органов власти, связанные с финансированием расходов, не включаемых в бюджет);
- гос. кредит;
- фонды страхования;
- финансы организаций;
- финансы домашних хозяйств.
Угрозы экономической безопасности в финансовой сфере – это условия и факторы, нарушающие процессы формирования, распределения и использования фондов ден. средств экономических субъектов, подрывающие функционирование финансовой системы страны. Это: невыполнение финансовой системой в целом и ее отд. звеньями своих функций; сбои в работе финансового механизма; просчеты и ошибки в определении и осуществлении гос. финансовой политики.
Государственный бюджет России (фед. Бюджет, 89 бюджетов субъектов РФ, местные бюджеты) – денежные отношения, возникающие у государства с юр. и физ. лицами по поводу перераспределения НД и ВВП в связи с образованием бюджетного фонда и целевым ипользованием средств на выполнение государством своих функций.
Принципы бюджетного устройства: единство, разграничение доходов и расходов м\у уровнями бюджетной системы, самостоятельность бюджетов разных уровней, эффективность и экономность, общее покрытие расходов бюджетов; гласность, достоверность бюджета; адресность и целевой характер бюджетных средств.
Функции государственного бюджета:
- перераспределение НД и ВВП;
- гос. регулирование и стимулирование экономики;
- финансовое обеспечение соц. политики;
- контроль за образованием и целевым использованием централизованного фонда ден. средств.
Особые задачи бюджетной политики в период системной трансформации:
- достижение и поддержание устойчивости денежного обращения;
- укрепление доходной базы бюджета за счет совершенствования налоговой системы;
- обеспечение приемлемой величины гос. долга;
- сокращение неэффективных расходов бюджета на финансирование отд. отраслей и предприятий;
- стимулирование инвестиций в приоритетные отрасли экономики;
- финансирование соц. сферы.
Налоговая политика России – составная часть финансовой политики, в годы реформ заключалась в переходе от административных к рыночным принципам формирования системы налогов, снижение их доли в ВВП, изменении их структуры. В результате бремя снизить не удалось, предприниматели уводили капиталы в теневой сектор или за рубеж и т.д.
Сокращение и изменение структуры бюджетных расходов являлось основной линией бюджетной политики правительство во время реформ. В результате сложились их нерациональная величин и структура, не обеспечивающие ни экономического роста, ни поддержания соц-экон. стабильности в обществе.
Внебюджетные фонды - форма перераспределения и использования финансовых ресурсов . привлекаемых центральными и региональными органами власти помимо бюджета для удовлетворения важных для общества потребностей.
Воздействие внебюджетных фондов на экономическую безопасность.
Внебюджетные фонды делятся на 2 группы:
- соц. фонды (ПФ, Фонд соц. страх., фонды ОМС) – ориентированы на обеспечение экономической безопасности граждан.
- экономические фонды (дорожные, фонды науч. исслед. и эксперимент. разработок, фонды развития жилищной сферы) – оказывают опосредованное воздействие на экон. безопасность граждан.
Государственный кредит – совокупность экон. отношений м\у государством в лице его органов власти и управления и физ. и юр. лицами, в которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора и гаранта.
Функции гос. кредита: распределительная, регулирующая и контрольная.
Государственный долг России как угроза экономической безопасности.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.