ГОСУДАР
СТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«КРАСНОЯРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ
МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ
федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»
Кафедра внутренних болезней № 2
Терещенко Ю.А., Павлова Н.Ю.
РАБОТА У ПОСТЕЛИ БОЛЬНОГО
(методические рекомендации для самостоятельной работы
студентов IV-VI курсов лечебного факультета)
Красноярск
2006
Терещенко Ю.А., Павлова Н.Ю. Работа у постели больного / Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов IV-VI курсов лечебного факультета / Ю.А, Терещенко, Н.Ю. Павлова.– Красноярск: Издательство «Версо», 2006. - 30 с.
Рецензент: зав. кафедрой пропедевтики внутренних болезней КрасГМА,
д.м.н., профессор Поликарпов Л.С.
Методические рекомендации предназначены для оптимизации самостоятельной работы студентов у постели больного, отработки методологии сбора жалоб, анамнеза, осмотра, обследования больного и оформления истории болезни.
Рекомендовано к печати ЦКМС КрасГМА (Протокол № 6 от 02.03.06 г.)
КрасГМА
2006
СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение……………………………………………………………………….4
2. Работа у постели больного, курация и оформление истории болезни…….6
2.1. Жалобы……………………………………………………………………….6
2.2. Анамнез заболевания (anamnesis morbi).…………………………………10
2.3. Анамнез жизни (anamnesis vitae)………………………………………….11
2.4. Объективное исследование больного (status praesens)....………………..13
2.5. Представление о больном………………………………………………….17
2.6. Дневники.………….………………………………………………………..20
2.7. Эпикриз……………………………………………………………………..22
3. Особенности сбора анамнеза у больного с профзаболеванием…………..23
4. Пример сбора анамнеза у больного с вибрационной болезнью………….25
5. Литература…………………………………………………………………...29
ВВЕДЕНИЕ
После обучения на кафедре пропедевтики внутренних болезней студенты, начиная с IV курса, в последующие 3 года вплоть до Итоговой государственной аттестации должны овладеть сложной и объемной программой по терапии. При этом студенты должны получить не только большой объем знаний, но и овладеть минимумом практических навыков, необходимых для самостоятельной работы врача. Перед обучающимися впервые ставится задача при работе у постели больного диагностировать заболевание внутренних органов и назначить лечение. Решение этой задачи во многом зависит от умения студента правильно и в определенной последовательности обследовать больного, назначить в соответствии с целесообразностью необходимый комплекс дополнительного обследования с тем, чтобы оценить и сопоставить полученную информацию и подойти к диагностике и дифференциальной диагностике. По сути дела, это и есть действие, которое носит название врачебное мышление. Последнее у серьезного клинициста формируется и совершенствуется многие годы, трансформируясь с накоплением клинического опыта в искусство врачевания. Не вызывает сомнения, что основы грамотного врачевания закладываются в студенческие годы.
Многолетний опыт работы со студентами лечебного факультета убедил нас в недостаточном умении студентов использовать пропедевтические знания при самостоятельной работе с больными, отсутствие у них прочных навыков по анамнестическому, физикальному исследованию пациентов, анализу результатов названных, а также параклинических методов исследования, выделению ведущих проявлений заболевания, обоснованию диагноза заболевания.
В процессе обучения студентов особое внимание уделяется курации больных, в частности общеклиническому обследованию пациента, умению выделить информативные жалобы, данные анамнеза заболевания и жизни, результаты физикального исследования, аргументировано назначить применительно к конкретной ситуации комплекс дополнительного обследования, оценить полученные данные в сопоставлении с клиническими проявлениями заболевания, выделить ведущие синдромы с тем, чтобы подойти к нозологической диагностике и назначению этиотропной, патогенетической и симптоматической терапии. Курация больного завершается оформлением истории болезни.
Изложенные выше соображения побудили нас разработать методические рекомендации для студентов лечебного факультета, в которых представлена методология работы у постели больного и оформления истории болезни.
Работа у постели больного, курация и оформление истории болезни
История болезни – основной медицинский документ, отражающий всю глубину диагностического поиска и лечение больного в период его пребывания в стационаре.
История болезни – школа врачевания, закладывающая основы клинического мышления студента и врача, умения искать, находить, анализировать, синтезировать симптомы заболевания, выделять ведущие клинические проявления патологии больного, решать сложные вопросы стратегии и тактики ведения пациента.
История болезни состоит из следующих традиционных разделов:
· Жалобы
· Анамнез заболевания (anamnesismorbi)
· Анамнез жизни (anamnesisvitae)
· Объективное исследование больного (statuspraesens)
· Представление о больном
· Дневники (с описанием динамики проявлений заболевания, диагностическими и лечебными назначениями, описаниями результатов лабораторных и инструментальных исследований, консультаций специалистов, записями консилиумов).
· Эпикриз
ЖАЛОБЫ
Жалобы и анамнез являются и сейчас, в эпоху применения новейших лабораторных и инструментальных методов исследования, одним наиболее информативных исследований, позволяющий, выявив ведущие проявления заболевания, диагностировать патологию больного и избрать наиболее короткие и экономичные пути к верификации заболевания.
Нередко перед студентами возникает вопрос, какие жалобы изложить в соответствующей графе: жалобы при поступлении больного в стационар или жалобы в момент начала курации пациента студентом? В последнем случае при наступлении явного улучшения состояния пациента к моменту начала курации жалобы могут отсутствовать, и графа «Жалобы больного» утрачивает свое значение. Жалобы при поступлении больного в стационар нередко отражают осложнения заболевания, которые могут возникнуть при разных нозологических формах и не дают врачу необходимой дифференциально-диагностической информации.
Нам представляется целесообразным излагать в рассматриваемой графе все жалобы больного на протяжении всего заболевания с краткой качественной (локализация болей, их характер, обстоятельств, при которых они возникают, их иррадиация), количественной (частота повторных возникновений болей) и временной (когда возникли первые проявления, сроки рецидивирования) характеристиками.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.