Побочное действие лекарств: Методическая разработка для проведения практического занятия

Страницы работы

Содержание работы

КРАСНОЯРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ

КАФЕДРА ВНУТРЕННИХ БОЛЕЗНЕЙ « 2

Утверждено на методической конференции

            кафедр внутренних болезней № 2 и № 1

             профессор                           Ю.А.Терещенко

            профессор                            В.А.Шульман

            «____»    ____________________2001 г.

МЕТОДИЧЕСКАЯ  РАЗРАБОТКА

ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ СО СТУДЕНТАМИ 6 КУРСА

ЛЕЧЕБНОГО ФАКУЛЬТЕТА ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

ТЕМА: ПОБОЧНОЕ ДЕЙСТВИЕ ЛЕКАРСТВ

Составила: доцент Л.Н.Тисленко

Красноярск 2001 г.

1. Тема «Побочное действие лекарств»

2. Форма учебного процесса: практическое занятие

3. Значение темы (мотивация): недостаточное знание фармакодинамики отдельных препаратов, возможностей их взаимодействия с другими лекарствами при одновременном их применении, недооценка индивидуальных особенностей организма, врачебная поли-прагмазия и необоснованное самолечение больных определяют актуальность изучения побочного действия лекарств.

4.1. Цель занятия. На основе знаний клинической фармакологии и патфизиологии овладеть принципами дифференцированного подхода к оценке побочных действий лекарств и способами их устранения.

4.2. Учебная цель.

4.2.1. Раскрыть характер токсического и аллергического воздействия лекарственных препаратов на организм.

4.2.2. Научить тактике и технике подбора необходимых медикаментов при наличии лекарственной аллергии у больного.

4.2.3. Разобрать принципы ургентной терапии при острых аллергических реакциях (острая крапивница, отек Квинке, анафилактический шок).

4.3. Психолого – педагогическая цель. При изучении характера побочных действий лекарств необходимо обратить внимание на просветительную работу среди населения о вреде самолечения. Профилактика анафилактического шока заключается в ограничении лекарственной сенсибилизации и правильном подборе необходимых препаратов при ее наличии.

5. Место проведения: учебная комната, палата, аллергологическая лаборатория.

Продолжительность изучения темы  1 занятие – 180 минут

6. Оснащение занятия:

больной с лекарственной аллергией

таблицы по теме:

-  классификация побочных действий лекарств

-  алгоритм неотложной помощи при анафилактическом шоке

-  комплект из 40 тестов и 10 ситуационных задач.


7. Структура содержания темы (хронокарта)

№/№

Этапы занятия

Продолжи-

тельность в минутах

Оснащение

1.

Организация занятия

3

2.

Формулировка темы и цели

4

3.

Определение исходного уровня знаний

(тестовый контроль)

20

Набор тестов

(приложение № 1)

4.

Курация больного

20

5.

Работа в аллергологической лаборатории (проведение скарификационных проб с лекарственными препаратами)

20

6.

Перерыв

15

7.

Разбор больного

60

8.

Перерыв

15

9.

Разбор принципов ургентной терапии при острых аллергических реакциях(острая крапивница, отек Квинке, анафилактический шок).

30

Алгоритм неотложной помощи при анафилактическом шоке

10.

Решение ситуационных задач

20

Набор ситуационных задач (приложение № 2)

11.

Заключение по занятию с объявлением итоговых оценок

3


5. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМЫ.

Побочные действия лекарств могут быть первичными и вторичными.

Классификация побочного действия лекарств.

I.Токсические реакции: а) передозировка б) синергизм нескольких медикаментов в) ток-сические реакции, связанные с функциональной недостаточностью печени или почек г) отдаленные токсические проявления (мутагенность, канцерогенность).

II.Инфекционные - суперинфекция, дисбактериоз, кандидомикоз, развитие штаммов устойчивых к антибиотикам, пирогенные реакции.

III.Реакция Яриша-Герксгеймера, связанная с массивным бактериолизисом.

IU.Реакции, вызванные прекращением приема лекарств (синдром отмены, абсти-ненция).

U. Неврогенные или психогенные реакции.

UI.Реакции, обусловленные особой чувствительностью организма : а)аллергические

б) псевдоаллергические (гистаминолиберация) в) идиосинкразия.

Аллергические реакции связаны с предшествующей сенсибилизацией к лекарственным веществам. Клинические проявления лекарственной аллергии обусловлены иммунологи-ческими механизмами. По классификации А.Д.Адо различают аллергические реакции немедленного типа (В- зависимые), связанные с реакцией антител, которые являются продуцентами В-лимфоцитов с антигенами ; реакции замедленного типа (Т-зависимые), вызываемые соединением аллергена с сенсибилизированнными лимфоцитами Т – попу-ляции.

В развитии аллергической реакции выделяют три стадии: 1. иммунологическая 2. патохимическая 3. патофизиологическая.

По Джеллу и Кумбсу различают четыре типа повреждения тканей :

I тип - реагиновый

II тип - цитотоксический

III тип - повреждение иммунными комплексами

IU тип - замедленный.

Особенности лекарственной аллергии: 1. Аллергические реакции обычно не напо-минают фармакологическое действие препарата (например, сосудистая реакция в виде гипотонии на новокаин или эуфиллин - это фармакологическое действие). 2. Имеется характерная клиника аллергических реакций (шок, крапивница, отек Квинке и др.). 3. Ал-лергические реакции могут возникать от минимального количества лекарств. 4. После первого контакта с лекарственным препаратом должен пройти определенный период (самый короткий период сенсибилизации - 4-5 дней). Может быть скрытая сенсибилизация к распространенным препаратам. Аллергенность препарата зависит от частоты контакта с препаратом, от его химической формулы, растворимости, способа введения, природы заболевания, состояния внутренних органов больного.

Основные клинические проявления . Клиника лекарственной болезни характеризуется полиморфизмом, течение различное - от легких форм до тяжелых аллергических реакций с вовлечением нескольких органов и систем и приводящих в ряде случаев с состояниям, угрожающим жизни больного. Эпизоды лекарственной болезни часто развертываются внезапно. Следует подчеркнуть независимость клинических синдромов от лекарственного препарата. Лекарственные синдромы могут быть системными и с избирательным пора-жением органов (легких, почек и др.).

Наиболее часто встречаются :

- острая крапивница

- отек Квинке

- дерматит, в том числе фиксированный

- эритродермия

- узловая эритема

- синдром Стивенса-Джонсона

- сывороточноподобные реакции

- эозинофилия

- лихорадка

- анафилактический шок.

Псевдоаллергические реакции обусловлены выбросом биологически активных веществ, в частности гистамина, неиммунным путем. Идиосинкразия генетически детерминирована и связана с дефицитом отдельных энзимов.

Диагностика.   Ведущими в диагностике аллергии является тщательно собранный анамнез и клинические проявления. Показания к кожным тестам ограничены, так как, с одной, стороны при высокой степени сенсибилизации они могут быть небезопасны, а с другой стороны, многие лекарственные вещества, являясь гаптенами. только в организме при соединении с белками становятся истинными аллергенами. При обнаружении препаратов, на которые у больного были те или иные проявления лекарственной аллергии, врач на лицевой стороне истории болезни красным карандашом делает соответствующую отметку. Назначать этот препарат нельзя и, естественно, нет смысла проводить пробу. Кожные пробы не могут быть широко рекомендованы, так как они не являются абсолютно специфическими и безопасными.

Похожие материалы

Информация о работе