где D - наружный диаметр трубы, м: а - толщина слоя фильтровой обсыпки, м.-Ч0*'
Обычно для дренажа используют трубы с внутренним диаметром от 5 до 10 см.
Правильно заложенный дренаж способствует осушению песчаного слоя существующей дорожной одежды, что обуславливает уменьшение зимнего вспучивания и повышения модуля упругости грунта верхней части земляного полотна.
В последние годы широкое распространение получают полимерные гофрированные перфорированные трубы. Морозное пучение или отдельные просадки не оказывают существенного влияния на работу устроенного из них дренажа. Главное их преимущество состоит в очень малом количестве стыков, являющихся потенциальной причиной закупорки труб грунтовыми частицами. Известны случаи, когда дренажи с полимерными трубами находятся в отличном состоянии после 20 лет эксплуатации.
Усиление существующей дорожной одежды только щебеночным слоем с асфальтобетонным покрытием без применения дренажей или теплоизоляционного слоя требует устройства конструктивных слоев большой толщины. Такой метод усиления экономически оправдан лишь при наличии дешевых местных каменных материалов.
6.6 Повышение устойчивости откосов реконструируемого земляного полотна
При реконструкции повысить устойчивость откосов возможно за счет сравнительно несложных инженерных мероприятий.
Если поверхностные деформации на откосах распространяются на большую глубину, то их засыпают грунтом земляного полотна.
Предварительно бульдозером нарезают на откосе борозды и укладывают грунт горизонтальными слоями, тщательно уплотняя вибротрамбовкой.
В местах выхода на откосы выклинивающихся вод откос снизу подрезают, устраивая, в зависимости от глубины выемки полку шириной 1-3 м, и укладывают трубчатую дрену диаметром 0.15м с обратным .фильтром (рисунок 6.5).
Перфорированную трубу целесообразно предварительно обернуть синтетическим нетканым материалом или стеклотканью.
6.8 Производство работ по возвышению земляного полотна и исправлению продольного профиля
Реконструкция насыпей, особенно высоких, с поднятием их бровок является технически трудной задачей.
При подъеме земляного полотна на величину большую, чем проектная толщина дорожной одежды с коэффициентом прочности Кпр > 0,8, дорожную одежду целесообразно вскирковать (разрушить) и использовать для устройства подстилающего слоя дорожной одежды.
При коэффициенте прочности дорожной одежды Кпр < 0,6, особенно на пучинистых участках, существующую дорожную одежду не следует оставлять в теле земляного полотна.
Удалив дорожную одежду, грунт в корыте разрыхляют на глубину 10 см. Затем корыто заполняют таким же грунтом, как в земляном полотне с послойным уплотнением до
Ко=1,03*1,05.
После заделки корыта необходимо земляное полотно спрофилировать, придав его поверхности двускатный поперечный профиль с уклоном не менее 40 %о, а затем послойно его засыпать до проектной отметки.
Для достижения необходимой степени уплотнения, нужно чтобы естественная влажность связных грунтов составляла (0,9-^1,1) Wo, песчаных - (0,8-5-1,2) W0. При связных грунтах необходимо 14-16 и при песчаных 10-12 проходов по одному следу.
В случае досыпки земляного полотна крупнообломочными, гравелистыми, грунтоще-беночными и малосвязными грунтами, содержащими до 5-6 % глинистых частиц, целесообразно вести уплотнение виброкатками массой 4-5 т при толщине слоя до 40 см. Песчаные грунты можно уплотнять более тяжелыми катками при толщине слоя до 60 см и число проходов от 3 до 4, но со строгим соблюдением оптимальной влажности.
Сопряжение мест замены грунта на пучинистых участках с соседними неперестраиваемыми следует осуществлять в виде клина с крутизной откоса вдоль его оси 1:10 (рисунок 6.И).
Независимо от свойств заменяющего грунта с низовой стороны перестраиваемого участка по ходу продольного уклона в нем надлежит устроить на полную ширину земляного полотна поперечную прорезь глубиной до грунта старого земляного полотна, уложив в нее трубу диаметром d=80-100 мм. Если стенки трубы водонепроницаемы, как, например, у асбестоцементных, то до половины диаметра трубы нужно ее перфорировать или нарезать пропилы через каждые 30-50см (рисунок 6.12).
Трубу обертывают стеклотканью или синтетическим материалом типа «бидим». Вместо асбестоцементных или гончарных труб в последнее время применяют трубофильтры с пластмассовыми вкладышами (рисунок 6.13).
Перестройка дорожных одежд на реконструируемых дорогах
7.1 Особенности использования старой дорожной одежды
При реконструкции дорог старую дорожную одежду можно использовать различными способами. Самый простой из них и наиболее удобный для строителей состоит в усилении старой дорожной одежды без ее уширения.
Однако реконструкция дорог практически всегда включает в себя уширение земляного полотна и проезжей части. Поэтому использование старой дорожной одежды с необходимостью ее уширения - наиболее часто встречающийся вариант.
Одностороннее уширение проезжей части усложняет работы, так как смещение оси, делает необходимым несимметричное усиление дорожной одежды. Поэтому даже при одностороннем уширении полотна сохраняют ось проезжей части неизменной. Уширение проезжей части, особенно, если оно небольшое, всегда выполняют симметрично с двух сторон. Однако при реконструкции не удается ограничиться только уширением и усилением проезжей части. На отдельных участках приходится смягчать продольные уклоны или выравнивать пилообразную проектную линию, что вызывает необходимость поднятия рабочих отметок над существующей дорогой на большую величину, чем необходимая толщина усиления одежды. В этом случае для упрощения производства работ строят новую дорожную одежду на «погребенной» старой.
При расчетах элементов одежды нужно учесть, что «старая» одежда служит морозоустойчивыми водонепроницаемым слоем.
Иногда материалы старой дорожной одежды применяют в конструкциях новой дороги или используют на других объектах. Особые проблемы возникают при реконструкции дорог с цементобетонными покрытиями или покрытиями на цементобетонных основаниях. Их полное использование невозможно из-за потери бетоном прочности.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.