Исправление трассы дороги на прямом участке можно осуществить по двум вариантам. Первый вариант спрямления трассы в максимальной степени использует существующую дорогу. Преимущество второго варианта заключается также в том, что постройку дороги можно вести, не создавая неудобств для движения по основной дороге.
Исправление трассы дороги на сопряжении кривых также можно осуществить по двум вариантам. Однако второй вариант, используя малоценные, заросшие кустарником земли, существеннее спрямляет дорогу, чем первый.
Спрямление отдельных участков дороги при реконструкции часто требуется и на обходах сложных участков рельефа. К числу таких мест относятся обходы оврагов, заболоченных низин, а также спуски дороги по склонам для перпендикулярного перехода водотоков. Но и здесь принципы те же. При проектировании спрямлений трассы часто возникают трудности с отводом необходимой земли, которая регламентируется законодательством о земле. Поэтому часто при отказе местных организаций в отводе земель нельзя реконструировать дорогу, удовлетворяющую всем современным требованиям. Следует отметить, что вопрос обоснования отвода земли чаще всего решают только исходя из ущерба, наносимого местным землепользователям, не учитывая потери народного хозяйства от перепробегов автомобилей.
Однако сегодня обязательным является разработка нескольких вариантов реконструкции и сопоставление их по технико-экономическим показателям, приведенным затратам и коэффициентам эффективности, что обеспечивает выбор наиболее эффективного варианта.
4.2 Уширение земляного полотна при реконструкции дорог т,
Реконструкция дорог всегда бывает связана с выполнением земляных работ: уширение земляного полотна; строительство нового полотна на спрямлениях; досыпка насыпи и углубление выемок; присыпка на участках смещения оси дороги.
Земляные работы при реконструкции дорог имеют ряд особенностей, затрудняющих их выполнение и организацию: непостоянство объема работ по протяжению дороги; необходимость обеспечения надлежащего сопряжения отсыпанного грунта со старым уплотнившимся земляным полотном; отсыпки тонких слоев на откосах; сложность уплотнения присыпаемого грунта. Поэтому при исправлении трассы дороги нужно иметь в виду трудности производства земляных работ.
На практике возможны следующие способы уширения насыпей и выемок.
1.Двустороннее уширение, при котором ось реконструируемой дороги совмещают с осью существующей дороги. Достоинство этого способа заключается в том, что дорожная одежда остается на прочном, уплотненном основании: приемлемо только при малых высотах насыпи. В случае высокой насыпи, особенно при малой величине уширения, трудно обеспечить связь присыпаемых слоев со старым земляным полотном. Двустороннее уширение низких насыпей удобно сочетать с устройством пологих откосов (1:5-1:6), обеспечивающих безопасный съезд автомобиля на придорожную полосу;
2.Одностороннее уширение, при котором ось реконструируемой дороги смещают в сторону от оси существующей дороги. Недостаток этого способа состоит в том, что новая часть дорожной одежды частично располагается на свежеотсыпанном грунте, которому трудно придать такую же степень уплотнения, как у старого земляного полотна.
Однако уширение земляного полотна в этом случае легче осуществить и выполнить качественно в связи с тем, что земляные работы сосредоточены с одной стороны дороги и приходится выполнять в одном месте их большие объемы.
На участках, имеющих косогоры, ось дороги целесообразно смешать к откосу, чтобы земляное полотно уширялось за счет выемки, что позволяет обеспечить устойчивость земляного полотна.
Выбранный способ уширения земляного полотна неизбежно требует и аналогичного способа уширения проезжей части. Поэтому вопрос необходимо решать комплексно, устанавливая наиболее выгодный метод уширения земляного полотна путем технико-экономического сравнения вариантов, учитывающего затраты на переустройство как земляного полотна, так и проезжей части.
Особым случаем является уширение земляного полотна при реконструкции дороги с двумя полосами движения в автомобильную магистраль. Существующая дорога становится одной из проезжих частей для одностороннего движения, а на месте обочины и боковой канавы устраивается разделительная полоса. Необходимость придания проезжей части односкатного поперечного уклона требует значительной досыпки грунта на место разделительной полосы.
4.3 Обеспечение зрительной ясности направления дороги
Известно, что безопасность движения при высоких скоростях обеспечивается только на дорогах, направление которых психологически ясно для водителей. При проектировании современных дорог обязательным является соблюдение принципов зрительного ориентирования. Использование этих принципов имеет большое значение и при реконструкции автомобильных дорог.
Сущность зрительного ориентирования («оптическое трассирование», «направление взгляда водителей») заключается в том, что общее проложение дороги в пределах видимого водителем участка, ее проезжая часть, краевые полосы, разметка и придорожные насаждения как бы создают в представлении водителя пространственный коридор, по которому он ориентируется, при управлении автомобиля.
Наиболее частыми случаями неправильного ориентирования водителей является неудачное примыкание дорог.
Давайте взглянем на наиболее часто встречающиеся неудачные примыкания (рисунок 4.6). Второй типичный случай возникновения ошибки в выборе направления дороги - петлеобразные извилины дороги, устраиваемые при обходе какого-либо препятствия с последующим выходом на старое направление дороги. Давайте рассмотрим и их (рисунок 4.7).
При реконструкции дорог обязательно должны быть исправлены места, где наиболее часто возникают ошибки водителей.
4.4 Кривые в плане и обходы населенных пунктов
При реконструкции дорог кривые малых радиусов в плане необходимо перестраивать в следующих случаях:
а) при резком ухудшении транспортно эксплуатационных качеств дороги на участках кривых;
б) при отсутствии четкости движения по дороге, т.е. при заездах автомобилей на полосу встречного движения.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.