Если Ер < Еф , усиления не требуется. Если Ер > Еф, то в зависимости от категории дороги и разницы Ер-Еф = ЕуС намечают конструкцию одного или нескольких слоев усиления.
Определение толщины слоя усиления для требуемого модуля упругости, осуществляют по специальным номограммам, использование которых мы освоим на практических занятиях.
Если усиление производят одним слоем материала с модулем Е, то полученная по номограмме величина h будет искомой толщиной усиливаемого слоя. Если конструкция усиления должна состоять из двух и более слоев, то все расчеты повторяют по очереди, начиная с верхнего слоя, по отношению ко всем нижерасположенным. Толщину верхнего слоя покрытия назначают по конструктивным соображениям, нижнего определяют по расчету. Определив толщины усиливающих слоев, проверяют конструкцию на растягивающие напряжения.
Если полученная величина растягивающего напряжения Б на нижней поверхности слоев меньше нормативной R^r, то прочность по изгибу обеспечена. При Б>К^Г, необходимо изменить конструкцию слоя усиления или увеличить его толщину.
Если усиление состоит из двух и более слоев, то аналогичные расчеты проводят по очереди для каждого слоя, рассматривая все вышележащие как один слой.
При реконструкции дорог и расчете усиления нет необходимости проведения поверочного расчета на сдвиг слоев существующей одежды.
В проекте реконструкции должно быть указано, на каких участках дороги применен тот или иной вариант новой дорожной одежды и какова предусматриваемая конструкция усиления.
В тех случаях, когда существующую дорожную одежду не используют как основание для новой одежды, конструирование и расчет новой дорожной одежды ведут, как и для новых дорог.
7.7 Усиление существующих дорожных одежд
При усилении дорожных одежд необходимо иметь в виду что старые дорожные одежды обычно имеют большие поперечные уклоны, чем назначаемые для современных усовершенствованных покрытий. Смягчить поперечный уклон можно путем срезки средней части покрытия или повышения краев покрытий. Обычно по краям покрытия укладывают клинообразные слои выравнивания из каменных материалов, обработанных битумом (рисунок 7.6).
В тех случаях, когда старая дорожная одежда имеет недостаточную прочность и непригодная для использования в качестве основания для нового покрытия, его оставляют как дополнительный слой основания. Этот вариант применяют при устройстве нового цементобетонного покрытия (рисунок 7.7).
Рассмотрим примеры конструктивных решений, которые применяют широко в практике для усиления и уширения дорожных одежд (рисунок 7.8).
m При усилении старых дорожных одежд необходимо считаться с некоторыми их особенностями. Усиление, особенно тонкими слоями, может быть обеспечено только при прочной связи нового покрытия со старым. Укладка нового свежего материала, обработанного вяжущими, на загрязненную поверхность не гарантирует необходимого сцепления между ними. Даже при укладке на тщательно очищенное старое покрытие нового слоя асфальтобетонной смеси толщиной 3-6 см через год неизбежно повторяются дефекты старого покрытия.
Следует отметить, что устройства покрытия общей толщиной 12-15 см в виде не одного монолитного слоя, а последовательно укладываемых трех слоев также не всегда достигает цели.
Учитывая это, сегодня применяют способы восстановления качества старых асфальтобетонных покрытий, обеспечивающие надежную связь между старым и новым слоями покрытия.
Один из способов состоит в разогреве, разрыхлении и «омоложении» старого асфальтобетона разливом эмульсии, приготовленной на основе нефтяных масел и смол-отходов. Эмульсия проникая в разрыхленный старый асфальтобетон на глубину до 2,5 см увеличивает связь между слоями. Для разогрева используют горелки инфракрасного. При усилении цементобетонных покрытий, уложенных на песчаное основание, широко применяют укрепление песка инъектированием вяжущих материалов. Для этого по всей площади покрытия в шахматном порядке через 2-3 м пробуривают сквозные отверстия, через которые под давлением нагнетают аэрированный цементный раствор, битумные эмульсии и горячие битумы.
При необходимости большего усиления поверх инъективного покрытия укладывают синтетическую пленку t=0,2 мм или слой песка t=5-6 см обработанного битумом и по ним укладывают новое цементобетонное покрытие t=14-16 см, армированное продольной арматурой или сеткой.
Отсюда в целях снижения трещиностойкости асфальтобетонных покрытий необходимо переходить на устройство покрытий из толстых слоев смеси. Современные асфальтоукладчики могут обеспечивать за один проход слой толщиной до 25 см при ширине до 12м.
Обязательным для проведения работ по усилению является разработка технологических карт усиления, основой которой является длина сменной захватки, определяемая по зависимости
7.8 Особенности строительства новых дорожных одежд на поднятом и на новом земляном полотне
При реконструкции дорог с переводом их в более высокую категорию на ряде участков дорожная одежда не может быть использована.
Это:
1) участки на которых старая дорожная одежда располагается на отметках значительно ниже проектных отметок новой одежды;
2) участки в местах кривых малых радиусов;
3) участки опасные для движения по самым различным причинам.
На участках протрассированных вне старой дороги дорожную одежду необходимо устраивать по техническим правилам строительства новых дорожных одежд. Основные из них следующие:
1. При строительстве новых цементобетонных покрытий, во избежание устройства температурных швов, ухудшающих условия движения, целесообразно применять конструкции непрерывно армированных плит.
2. Асфальтобетонные покрытия следует строить однослойными повышенной толщины или двухслойными с верхним слоем толщиной 5-8 см на основаниях из смесей, обработанных битумом толщиной не менее 15-20 см.
3. Нежелательно устраивать отдельно краевые и другие дополнительные полосы. Дорожную одежду сооружают сразу требуемой общей ширины, выделяя на ней путем разметки краевые и другие полосы.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.