Величины угла внутреннего трения ф и сцепления с при расчетах можно принимать по нормативным данным коэффициента относительного морозного пучения: определяют по формуле
где Ah - высота пучения; z - глубина промерзания.
По степени морозного пучения грунты делят на пять групп (таблица 6.1). •-.-
?-* < Значение Кпуч щебенистых, гравелистых и дресвяных грунтов при содержании в них более 15 % частиц размером мельче 0,05 мм, принимают таким же, как и для пылеватых песков. -- ;-: ь^-'УШйоГ - - •' •'•'-<•.:.•-.;:••• .\я; ,:-•:- --"^и . -«i.« Методика нахождения расчетной глубины промерзания z, наблюдаемой к концу третьей стадии пучинообразования общеизвестна. - , ,- ,.;«< ;,-,•;л,л
6.4 Расчет избытка свободной воды в верхних слоях земляного полотна
При реконструкции земляного полотна необходимо знать количество свободной воды, поступающей в период четвертой стадии увлажнения из основания старой дорожной одежды. Оно определяется по зависимости:
62где wot - естественная весенняя влажность грунта в конце третьей стадии; WOT - граница текучести грунта, %; ho - расчетная толщина слоя грунта, м; у - плотность грунта, т/м3. Однако для такого расчета нужны данные многолетних наблюдений. В практике чаще используют теоретические методы расчета: - -
где q -приток поверхностной воды и q==q3 +qn +q0, q3 - количество поверхностный воды, проникающей через разделительную полосу; qn - то же, но через трещины и швы це-ментобетонных покрытий; q0- то же, но через обочины; Т - продолжительность IV стадии.
Значение этих величин для РБ следующие:
q3=0,3-0,5 л/м2сут; . . . . , , ^
qn=0,6-0,8 л/м2сут; ;
q0=0,5-0,7 л/сут на 1 м2 покрытия;
Т=20-40 сут (II дорожно-климатическая зона).
Для дорог на сырых и мокрых участках расчетные значения q и Q увеличивают в 1,25 раза. При наличии на дорогах разделительных полос значения q и Q увеличивают в 1 ,5 раза.
Для усовершенствованных покрытий, имеющих на поверхности сетку трещин более 0,6 м на 1 м2 поверхности, значения q повышают на 1,5 л/м2 в сутки. • -.у, . -.' ">
На участках, расположенных в нижней части вогнутых вертикальных кривых, куда стекает вода по песчаному слою, значения q и Q удваивают. Av
6. 5 Исправление земляного полотна при реконструкции автомобильных дорог.
К реконструированному земляному полотну должны предъявляться исключительно строгие требования, так как непродуманные решения или некачественно выполненные земляные работы невозможно исправить при последующей эксплуатации дороги. Поэтому в процессе производства работ должен быть организован тщательный контроль за их качеством.
При реконструкции необходимо стремиться максимально использовать существующее доброкачественное земляное полотно. К нему относят участки, где не образуются подвешенные горизонты воды, а также отсутствуют включения оглеенных или иловатых грунтов.
При реконструкции необходимо, прежде всего, улучшить водно-тепловой режим земляного полотна, повышая степень уплотнения грунта и проводя инженерные мероприятия, гарантирующие влажность грунта не выше оптимальной.
Для достоверного установления источников увлажнения на типичных участках в период третьей стадии увлажнения, исследуют характер распределения влажности по глубине.
Проанализируем схему распределения влажности в земляном полотне по глубине на сухих и мокрых участках (рисунок 6.3).
Образцы грунта для определения влажности и путей поступления влаги берут из скважин закладываемых по сетке через 0,5 м в глинистых грунтах и 1 м в супесчаных. По глубине образцы отбирают через 20 см до уровня грунтовых вод, но не менее чем 2 м.
Следует помнить, что только достоверные знания характеристик источников увлажнения полотна, позволяют обоснованно разработать эффективные противопучинные мероприятия.
Следует отметить, что использование изоляционных слоев особенно эффективно при реконструкции дорог, так как выполняемые объемы работ невелики, а отметки поверхности дороги мало изменяются.
Для паро- и гидроизоляции на тщательно спланированное и уплотненное корыто укладывается стеклоткань из синтетических материалов предварительно обработанных битумом. Такие прослойки способствуют регулированию водно-теплового режима земляного полотна. Слои дорожной одежды укладывают обычным способом.
При недостаточной прочности существующей дорожной одежды (Кпр < 0,6) целесообразно устраивать теплоизоляционные слои. Теплоизоляционный слой устраивают из материалов, имеющих низкие коэффициенты температуропроводности (жестких пенопластов, различных вспучивающихся смол, смеси грунта со вспученным стиропором и т.д.). Теплоизоляционный слой должен выступать с каждой стороны проезжей части на 0,5 м на укрепляемые обочины. Необходимая толщина слоя определяется расчетом.
Если существующая проезжая часть находится в относительно удовлетворительном состоянии и ее коэффициент прочности Кпр >0,7, то после ее выравнивания щебеночным или гравийным материалом укладывают слой жесткого пенопласта толщиной 3,5-4 см, устраивая поверх него новую дорожную одежду.
На сырых участках при коэффициенте прочности дорожной одежды, равном 0,7-0,8, и искаженном поперечном профиле проезжей части повышения прочности дорожной одежды можно достигнуть:
а) устройством дренажей мелкого заложения при уширении проезжей части не менее чем на 0,9 м;
б) укладкой теплоизоляционного слоя непосредственно на существующей проезжей части с последующим устройством поверх него слоев утолщения дорожной одежды.
Дренажи мелкого заложения с трубчатой дреной закладывают на глубине 0,7-0,8hK от дна корыта, где hK - максимальная высота капиллярного поднятия в песке, применяемого для уширения проезжей части (рисунок 6.4).
Ширину дренажного ровика по дну принимают равной
/; = D + 2а + 0,2,
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.