Для обеспечения нормальной службы новой дорожной одежды старое цементобетонное покрытие или основание разбивают и втрамбовывают в основание. В результате уплотнения поверхность старого покрытия понижается на 3-4 см. По слою, рассматривая его при расчетах прочности дорожной одежды как укрепленное грунтовое основание, возводят новую дорожную одежду. При сохранении существующего бетонного покрытия в составе будущей дорожной одежды его засыпают слоем песка толщиной 5-10 см, обрабатывают битумом, и укладывают новое покрытие.
Различные варианты использования дорожных одежд могут быть сведены в таблицу, руководствуясь которой можно выбирать наиболее рациональный способ реконструкции
7.2 Разборка существующих дорожных одежд
В зависимости от конструкций дорожной одежды и с учетом материалов отдельных конструктивных слоев разборку выполняют сразу на всю толщину одежды или послойно. При разборке отдельно измельчают, снимают и вывозят слои асфальтобетона. Также отдельно снимают щебеночные, гравийные, шлаковые материалы и булыжный камень разбираемых мостовых.
При разборке облегченных усовершенствованных покрытий, толщина которых превышает 8-10 см, предварительно разрыхляют и снимают обработанный вяжущим слой и используют его для устройства основания на новой дороге.
Если материал покрытия обработан вяжущим на небольшую толщину и нецелесообразно его использовать отдельно, то разбирают и взламывают дорожную одежду на всю толщину, захватывая и верхний слой песка дренирующего слоя.
Для разрыхления сборных дорожных покрытий и уплотненных грунтов можно использовать ряд машин, выпускаемых промышленностью серийно - фрезы и рыхлители.
Отметим, что сегодня в ДРСУ поступает более или менее современная техника из Германии, которая проработала там 5-7 лет.
7.3 Способы использования материалов старых дорожных одежд.
Использование старых материалов из дорожных одежд необходимо обязательно обосновывать. Обычно это обоснование выполняют методом технико-экономического сравнения запроектированных вариантов дорожных одежд.
Усиление старой одежды будет экономически выгодным только при условии
Ан>Ау+А6, «у
где Аб - балансовая стоимость существующей дорожной одежды; А„ - стоимость нового строительства; Аб - стоимость усиления.Использование старых материалов целесообразно при условии:
где Ар - стоимость дорожной одежды с использованием старых материалов стоимостью Ас. Следует иметь ввиду, что технико-экономические расчеты, связанные с применением материалов старой дорожной одежды имеют смысл только при условии, что материалы еще пригодны для использования в дорожной одежде.
Поэтому при изысканиях на всех характерных участках, но не реже чем в двух местах на 1 км, должны быть взяты пробы из всех конструктивных слоев одежды и песчаного дренирующего слоя.
Изменения состава и качества каменных материалов при эксплуатации характеризуются следующими данными (таблица 7,2)
Таблица 7.2 ' >"•*: ni-> ••>} тгжпм йопптт»
Материал |
Время определения состава |
Массовая доля зерен, %, крупностью |
|||
более 50 мм |
50-5 мм |
5 мм- 74 мкм |
менее 74 мкм |
||
.-;;;-S;,i,.v«.Tu е?Л1Ь; Щебень известняковый |
при распределении по дороге после укатки через 4 года |
100 21,3 7,0 |
63,1 59,0 |
13,3 29,0 |
2,3 5,0 |
при распределении по дороге после укатки через 3 года |
100 15-20 10-15 |
58-63 54-60 |
15-22 22-30 |
2,5 2,5-5,0 |
|
Щебень из песчаника |
при распределении по дороге после укатки через 2 года |
100 50 37,3 |
45,4 49,5 |
4,5 12,7 |
0,1 0,5 |
Гравий твердых пород |
при распределении по дороге после укатки через 3 года |
100 16,4 15,2 |
64,6 64,9 |
17,7 18,5 |
1,3 1,4 |
В тех случаях, когда старые щебеночные и гравийные материалы прочных пород хорошо сохранились и содержат небольшое количество мелких зерен, их используют для строительства подъездных дорог, укрепления обочин и съездов на основную дорогу и в нижних слоях оснований. Для уменьшения дробления щебня при строительстве наиболее целесообразно уплотнять щебеночные основания не катками с металлическими вальцами, а катками на пневматических шинах или виброплатформами.
Для обеспечения качества не следует применять в дорожных одеждах реконструируемых дорог старые щебеночные и гравийные материалы без предварительного улучшения.
При наличии смесительных машин старый материал можно перемешивать с вяжущими на новом основании. Однако лучше производить обработку на месте разборки старой дорожной одежды и готовую смесь перевозить на новое основание.
Еще более ценным материалом на реконструируемых дорогах является асфальтобетон, который может быть успешно использован для устройства верхних слоев дорожных оснований. В этом случае для снятия старого асфальтобетона применяют машины, дробящие асфальтобетон на мелкие куски размером не более 10-15 см. Измельченный старый асфальтобетон распределяют по подготовленному нижнему слою основания (толщиной 10-12 см) и разровняв, уплотняют тяжелыми катками. По уплотненному слою основания после обработки его горячим жидким битумом с расходом около 1 л/м2 укладывают нижний слой асфальтобетонного покрытия обязательно из горячей смеси с последующей укаткой. Вместо разлива горячего битума непосредственно перед укладкой горячей асфальтобетонной смеси можно разогревать уплотненный слой тепловыми машинами инфракрасного излучения.
В настоящее время все более широкое распространение получает способ регенерации старого асфальтобетона, т.е. переработки его в смесь пригодную для повторного использования. При этом регенерация старых асфальтобетонов может производиться как на специальных заводах, так и непосредственно на месте (западные технологии).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.