Сталь для рельсов Р75 и Р65 выплавляется только мартеновским способом, а для рельсов Р50, укладываемых на менее ответственные линии, — мартеновским и бессемеровским способом. Бессемеровская сталь содержит больше вредных примесей, приводящих к снижению стойкости рельсов против возникновения и развития дефектов контактно-усталостного характера.
Повышение эксплуатационной стойкости рельсов достигается улучшением чистоты стали, термическим упрочнением и легированием. Применяется объемная закалка всего рельса в масле и поверхностная закалка головки токами высокой частоты с охлаждением водовоздушной смесью.
В главные пути укладывают рельсы Р65 и Р75 первого ,и второго сортов, а Р50 только первого сорта.
Закаленные рельсы укладываются в главные пути особо грузонапряженных линий.
Заводская маркировка указывает соответствие рельсов требованиям стандартов. Маркировка делается постоянной (клеймением) и временной (красками). Знак инспекции МПС определяет сорт рельсов; несколько ниже ставится знак ОТК завода. На рельсах вдоль шейки через каждые 2,5 м буквами и цифрами указывают: название завода (А — Азовсталь, Д — им. Дзержинского, К и Т — соответственно Кузнецкий и Нижнетагильский металлургические заводы), месяц и год изготовления, тип рельса и стрелку, указывающую направление головной части слитка. В пяти-шести местах на шейке (выпуклыми буквами) и на торце рельса (клеймением) указывают номер плавки. Кроме того, делается дополнительная маркировка, цель которой информировать об особенностях характеристики каждого рельса.Срок службы рельсов в наработке, млн. т брутто, определяется одиночным выходом по дефектности Тродин и износом головки Гризн. Последний критерий оказывается, как правило, преобладающим для кривых участков пути с радиусом R< 650м и перевальных участков железных дорог, где используется песок для увеличения сцепления колес с рельсами и кратная тяга.
Рис. Кривые нарастания одиночного изъятия рельсов γ на прямых и пологих кривых (для средних условий) в зависимости от прошедшего тоннажа Т (деревянные шпалы, звеньевой путь, рельсы нетермообработанные).
К мероприятиям по продлению сроков службы рельсов можно отнести: повышение качества металла и его обработки на сталелитейных заводах (варки стали), применение легирующих добавок повышающих сроки службы рельсов, своевременная обработка рельсов лежащих в пути (шлифовка), повторное использование рельсов снятых с пути на менее грузонапряжённых участках, отличное и хорошее содержание пути предотвращающее расстройство пути и, как следствие, продлевающее сроки службы его элементов.
Для удобства дефект обозначен двузначным основным числом и вспомогательной третьей цифрой. Первая цифра указывает вид и место расположения дефекта или повреждения (головка, шейка, подошва), вторая — разновидность с учетом главной причины, третья — место дефекта или повреждения по длине рельса (1 —в стыке, 2— вне стыка, 3 — в сварном стыке).Рельсы, имеющие повреждения, делятся на дефектные и остродефектные. Остродефектные рельсы угрожают безопасности движения поездов и подлежат немедленной смене после обнаружения. Дефектные рельсы заменяют в плановом порядке, так как они не угрожают непосредственно безопасности движения поездов, а требуют увеличения расходов на эксплуатацию дороги.К остродефектным относятся рельсы, имеющие трещины или изломы в головке, шейке или подошве.Если рельсы при прокате имеют волосовины, закаты, плены и т. д., то они тоже приводят к расслоению и выкрашиванию металла головки. Нельзя допускать движения, когда колеса зажаты тормозными колодками и идут юзом, так как могут образоваться ползуны на колесах, вызывающие удары по рельсу, приводящие к возникновению поперечных трещин головки, а также полному излому рельса.Дефекты появляются в результате плохого содержания пути либо из-за недостатков технологии изготовления, а так же в результате концентрации контактно-усталостных напряжений. В головке могут образовываться внутренние трещины усталости, которые могут выходить наружу. Дефекты образующиеся в головке в результате недостатков технологии изготовления, могут вызвать появление шлаковин, газовых пузырей, флокенов.
Число дефектов в рельсах заметно растет, если есть нарушения плавности рельсовых нитей в плане и профиле, т. е. нарушения рихтовки, просадки, толчки, перекосы и т. д., а так же есть нарушения в содержании ходовых частей подвижного состава. Усталостное разрушение металла усиливается, если на колесах есть выщербины, ползуны.Главные дефекты шейки рельсов — трещины в зоне болтовых отверстий.Основными дефектами подошвы рельсов являются выколы, волосовины, приводящие к излому рельсов, продольные трещины, коррозия и др.
2 Устройство рельсовой колеи в прямых и кривых участках.
Главнейшим требованием при проектировании и устройстве рельсовой колеи является обеспечение безопасности движения поездов с установленными скоростями и возможный минимум сил взаимодействия колеса и рельса. Конструктивное оформление рельсовой колеи и ее размеры обусловливают особенности ходовых частей подвижного состава. К ним относятся: наличие реборд (гребней) у колес; глухая насадка колес на оси; параллелизм осей жесткой базы экипажа: коничность колес; поперечные разбеги осей; наличие у экипажей поворотных тележек или осей. Реборды или гребни необходимы для того, чтобы колеса, не могли сойти с рельсов и направлялись и своем движении рельсами. Глухая насадка колес необходима для того, чтобы колесо не сошло с рельсов, что может быть в случае свободной насадки.
На основании требований ПТЭ номинальный размер ширины колеи между внутренними гранями головок рельсов на прямых участках пути и на кривых радиусом 350 м и более — 1520 мм. Ширина колеи на более крутых кривых должна быть:
•при радиусе от 349 до 300 м — 1530 мм, в том числе на железобетонных шпалах — 1520 мм;
•при радиусе 299 м и менее — 1535 мм.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.