Ответы на экзаменационные вопроси (Назначение земляного полотна (ЗП) и требования, предъявляемые к нему. Особенности конструкций земляного полотна в сложных условиях. Устойчивость откосов и склонов. Рельсы (назначения и требования к ним)), страница 11

Одной из важнейших составляющих частей верхнего строения пути является балласт. Назначение балластного слоя состоит в том, чтобы воспринимать, упруго перерабатывать и передавать давление от подвижного состава и рельсошпальной решетки на основную площадку земляного полотна. Балласт пре­пятствует как продольному, так и поперечному сдвигу пути. Требования: хоро­шо дренировать воду; быть прочным, т.е. не дробиться в процессе работы под поездами; устойчивым, т.е. откосы его не должны осы­паться или обрушиваться; упругим как летом, так и зимой. Балласт не должен пылить, выдуваться ветром, вымываться водой, он дол­жен быть морозоустойчивым.

Основными видами балласта для укладки в путь являются ще­бень, гравий, песок, песчано-гравийная смесь.

Щебеночный балласт представляет собой искусственно дробле­ный камень из горных пород, а также валунов и гальки. Он содержит щебень с размерами (фракций) зерен 25—60 мм.Зерна слабых пород по массе могут составлять в щебне не более 10 %. На железных дорогах общего пользования щебень фракций от 25 до 60 мм и от 25 до 70 мм предназначен для балласти­ровки главных путей, а от 5 до 25 мм — для балластировки станционных и подъездных путей.

Щебеночный балласт считается лучшим среди всех имеющихся видов, поэтому он наиболее широко применяется для укладки в путь. Преимущества: морозостойкость (чистый, зимой не смерзается), то, что он хорошо дренирует воду, обладает большой прочностью (не дробится под нагрузкой), упругостью, хорошо противодействует сдвигу пути. Основные не­достатки: дорогой, подвергается засорению.

Гравийный и гравийно-песчаный балласт. Содержание зерен слабых горных пород в гравийной части бал­ласта не должно превышать 10 % массы зерен размером более 5 мм.

Содержание кварцевых зерен и зерен прочных пород в песча­ной части балласта (фракции размером менее 5 мм) должно со­ставлять не менее 50 % массы зерен размером от 0,16 до 5 мм. Достоинства гравийного балласта состоят в том, что он меньше засоряется, чем щебеночный, и намного дешевле.

При щебеночном балласте применяют двухслойную призму, т.е. под слоем щебня укладывают песча­ную, гравийную или песчано-гравийную подушку. Подушка предназначена для того, чтобы экономить щебень, для увеличе­ния общей толщины балластного слоя, предотвращения возмож­ного вдавливания щебня в грунт основной площадки земляного полотна, а грунта — в щебеночный слой. Откосам балластной призмы придают уклоны 1 : 1,5, а отко­сам подушки — 1:2.

Толщина балластной призмы под шпалами при толщине песчаной подушки 20 см должна быть не менее 25 см. При от­сутствии песчаной подушки толщина балластной призмы долж­на составлять не менее 45 см.

Ширина плеча балластной призмы (расстояние от торца шпалы до бровки балластной призмы) должна быть не менее 25 см. В кривых участках пути, где боковые силы от подвиж­ного состава больше, ширину плеча увеличивают на 10 см.

Ширина балластной призмы поверху для однопутных учас­тков должна быть 3,2 м.


6. Содержание стрелочных переводов. Неисправности при которых запрещается эксплатация.

Запрещается эксплуати­ровать СП имеющие хотя бы одну из следующих неисправностей:

• Разъединение стрелочных остряков и подвижных сердеч­ников крестовин с тягами.

• Отставание остряка от рамного рельса, подвижного сер­дечника крестовины от усовика на 4 мм и более, измеряемое у остряка и сердечника тупой крестовины против первой тяги, у сердечника острой крестовины — в острие сердечника при за­пертом положении стрелки.

• Выкрашивание ост­ряка или подвижного сердечника, при котором создается опасность набе­гания гребня, и во всех случаях выкрашивания длиной 200 мм и более на главных, 300 мм и более на приемо-отпра-вочных и 400 мм и бо­лее на прочих станцион­ных путях.

• Понижение остряка против рамного рельса и подвижного сердечника против усовика на 2 мм и более, измеряемое в сече­нии, где ширина головки остряка или подвижного сердечника поверху 50 мм и более.

• Расстояние между рабочей гранью сердечника крестовины и рабочей гранью головки контррельса менее 1472 мм. Это расстояние менее 1472 мм не допускается с целью предотвраще­ния удара в сердечник гребня колеса колесной пары с широкой насадкой.

• Расстояние между рабочими гранями головки контррельса и усовика более 1435 мм. Это расстояние не должно быть бо­лее 1435 мм, чтобы предотвратить сдвиг колес на осях и раз­рыв контррельсовых болтов.

• Излом остряка или рамного рельса.

• Излом крестовины (сердечника, усовика или контррельса).

• Разрыв контррельсового болта в одноболтовом или обоих в двухболтовом вкладыше.

• Вертикальный износ рамных рельсов, остряков, усовиков и сердечников крестовин допустимого.Места контрольных замеров по ширине колеи и уровню для СП:

Передний стык рамных рельсов, остриё остряков, корень остряков на прямой и на боковой путь, середина переводной кривой, конец переводной кривой, передний стык крестовины на прямой и на боковой путь, в сечении сердечника 40 мм на прямой и на боковой, задний стык крестовины на прямой и на боковой.Ординаты переводной кривой измеряются от внутренней грани наружного рельса прямого пути до внутренней грани наружного рельса переводной кривой. Допускаемые отклонения по уровню (без перекосов) установ­лены ±6 мм с отводом этих отклонений на стрелочных перево­дах, лежащих на главных путях, не круче 1 мм на 1 м, а на ско­ростных участках — 1 мм на 1,5 мм, на станционных путях, подъездных путях в зависимости от их назначения — от 1 мм на 1 м до 1 мм на 3 м.Переводную кривую устанавливают без возвышения наруж­ного рельса. Если стрелочный перевод уложен в кривой с от­ветвлением бокового пути внутрь кривой, то наружный рельс главного пути может иметь возвышение, которое будет зависеть от скорости движения по переводу и радиуса кривой, но не бо­лее 75 мм.Шаг остряка, т.е. расстояние, на которое остряк отводится от рамного рельса при его переводе, измеряется против первой рабочей тяги между рабочей гранью рамного рельса и нерабо­чей гранью остряка. Шаг подвижного сердечника в стрелочных переводах с ту­пыми крестовинами 84 мм +6; -2 мм. Шаг сердечника измеря­ют против первой тяги между нерабочей гранью сердечника и боковой рабочей гранью литого усовика.Прилегание остряков к подушкам должно быть плотным, зазор между ними допускается не более 1 мм при условии, что в загруженном состоянии понижение остряка против рамного рельса вне пределов его вертикальной строжки будет менее 2 мм. Такое же прилегание к стрелочным подушкам должно быть и у подвижного сердечника крестовины.Просвет между рабочей гранью упорных болтов и шейкой остряка допускается не более 1 мм для стрелок на главных пу­тях и не более 2 мм для стрелок на приемо-отправочных и прочих путях.