Одной из важнейших составляющих частей верхнего строения пути является балласт. Назначение балластного слоя состоит в том, чтобы воспринимать, упруго перерабатывать и передавать давление от подвижного состава и рельсошпальной решетки на основную площадку земляного полотна. Балласт препятствует как продольному, так и поперечному сдвигу пути. Требования: хорошо дренировать воду; быть прочным, т.е. не дробиться в процессе работы под поездами; устойчивым, т.е. откосы его не должны осыпаться или обрушиваться; упругим как летом, так и зимой. Балласт не должен пылить, выдуваться ветром, вымываться водой, он должен быть морозоустойчивым.
Основными видами балласта для укладки в путь являются щебень, гравий, песок, песчано-гравийная смесь.
Щебеночный балласт представляет собой искусственно дробленый камень из горных пород, а также валунов и гальки. Он содержит щебень с размерами (фракций) зерен 25—60 мм.Зерна слабых пород по массе могут составлять в щебне не более 10 %. На железных дорогах общего пользования щебень фракций от 25 до 60 мм и от 25 до 70 мм предназначен для балластировки главных путей, а от 5 до 25 мм — для балластировки станционных и подъездных путей.
Щебеночный балласт считается лучшим среди всех имеющихся видов, поэтому он наиболее широко применяется для укладки в путь. Преимущества: морозостойкость (чистый, зимой не смерзается), то, что он хорошо дренирует воду, обладает большой прочностью (не дробится под нагрузкой), упругостью, хорошо противодействует сдвигу пути. Основные недостатки: дорогой, подвергается засорению.
Гравийный и гравийно-песчаный балласт. Содержание зерен слабых горных пород в гравийной части балласта не должно превышать 10 % массы зерен размером более 5 мм.
Содержание кварцевых зерен и зерен прочных пород в песчаной части балласта (фракции размером менее 5 мм) должно составлять не менее 50 % массы зерен размером от 0,16 до 5 мм. Достоинства гравийного балласта состоят в том, что он меньше засоряется, чем щебеночный, и намного дешевле.
При щебеночном балласте применяют двухслойную призму, т.е. под слоем щебня укладывают песчаную, гравийную или песчано-гравийную подушку. Подушка предназначена для того, чтобы экономить щебень, для увеличения общей толщины балластного слоя, предотвращения возможного вдавливания щебня в грунт основной площадки земляного полотна, а грунта — в щебеночный слой. Откосам балластной призмы придают уклоны 1 : 1,5, а откосам подушки — 1:2.
Толщина балластной призмы под шпалами при толщине песчаной подушки 20 см должна быть не менее 25 см. При отсутствии песчаной подушки толщина балластной призмы должна составлять не менее 45 см.
Ширина плеча балластной призмы (расстояние от торца шпалы до бровки балластной призмы) должна быть не менее 25 см. В кривых участках пути, где боковые силы от подвижного состава больше, ширину плеча увеличивают на 10 см.
Ширина балластной призмы поверху для однопутных участков должна быть 3,2 м.
6. Содержание стрелочных переводов. Неисправности при которых запрещается эксплатация.
Запрещается эксплуатировать СП имеющие хотя бы одну из следующих неисправностей:
• Разъединение стрелочных остряков и подвижных сердечников крестовин с тягами.
• Отставание остряка от рамного рельса, подвижного сердечника крестовины от усовика на 4 мм и более, измеряемое у остряка и сердечника тупой крестовины против первой тяги, у сердечника острой крестовины — в острие сердечника при запертом положении стрелки.
• Выкрашивание остряка или подвижного сердечника, при котором создается опасность набегания гребня, и во всех случаях выкрашивания длиной 200 мм и более на главных, 300 мм и более на приемо-отпра-вочных и 400 мм и более на прочих станционных путях.
• Понижение остряка против рамного рельса и подвижного сердечника против усовика на 2 мм и более, измеряемое в сечении, где ширина головки остряка или подвижного сердечника поверху 50 мм и более.
• Расстояние между рабочей гранью сердечника крестовины и рабочей гранью головки контррельса менее 1472 мм. Это расстояние менее 1472 мм не допускается с целью предотвращения удара в сердечник гребня колеса колесной пары с широкой насадкой.
• Расстояние между рабочими гранями головки контррельса и усовика более 1435 мм. Это расстояние не должно быть более 1435 мм, чтобы предотвратить сдвиг колес на осях и разрыв контррельсовых болтов.
• Излом остряка или рамного рельса.
• Излом крестовины (сердечника, усовика или контррельса).
• Разрыв контррельсового болта в одноболтовом или обоих в двухболтовом вкладыше.
• Вертикальный износ рамных рельсов, остряков, усовиков и сердечников крестовин допустимого.Места контрольных замеров по ширине колеи и уровню для СП:
Передний стык рамных рельсов, остриё остряков, корень остряков на прямой и на боковой путь, середина переводной кривой, конец переводной кривой, передний стык крестовины на прямой и на боковой путь, в сечении сердечника 40 мм на прямой и на боковой, задний стык крестовины на прямой и на боковой.Ординаты переводной кривой измеряются от внутренней грани наружного рельса прямого пути до внутренней грани наружного рельса переводной кривой. Допускаемые отклонения по уровню (без перекосов) установлены ±6 мм с отводом этих отклонений на стрелочных переводах, лежащих на главных путях, не круче 1 мм на 1 м, а на скоростных участках — 1 мм на 1,5 мм, на станционных путях, подъездных путях в зависимости от их назначения — от 1 мм на 1 м до 1 мм на 3 м.Переводную кривую устанавливают без возвышения наружного рельса. Если стрелочный перевод уложен в кривой с ответвлением бокового пути внутрь кривой, то наружный рельс главного пути может иметь возвышение, которое будет зависеть от скорости движения по переводу и радиуса кривой, но не более 75 мм.Шаг остряка, т.е. расстояние, на которое остряк отводится от рамного рельса при его переводе, измеряется против первой рабочей тяги между рабочей гранью рамного рельса и нерабочей гранью остряка. Шаг подвижного сердечника в стрелочных переводах с тупыми крестовинами 84 мм +6; -2 мм. Шаг сердечника измеряют против первой тяги между нерабочей гранью сердечника и боковой рабочей гранью литого усовика.Прилегание остряков к подушкам должно быть плотным, зазор между ними допускается не более 1 мм при условии, что в загруженном состоянии понижение остряка против рамного рельса вне пределов его вертикальной строжки будет менее 2 мм. Такое же прилегание к стрелочным подушкам должно быть и у подвижного сердечника крестовины.Просвет между рабочей гранью упорных болтов и шейкой остряка допускается не более 1 мм для стрелок на главных путях и не более 2 мм для стрелок на приемо-отправочных и прочих путях.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.