Ответы на экзаменационные вопроси (Назначение земляного полотна (ЗП) и требования, предъявляемые к нему. Особенности конструкций земляного полотна в сложных условиях. Устойчивость откосов и склонов. Рельсы (назначения и требования к ним)), страница 12


7 СП. (Класс-я, констр-я, осн. геом-е и осевые размеры)

СП явл. наиболее распространенная конструкциями , среди всех соединений и пересечений путей(их около99%). Они служат для соединения или разветвления путей и предназначены для перевода их с одного пути на другой. Наиболее распространенными на сети дорог и чаще всего употребляются на главных станционных путях одиночные СП(около 97%). Вторыми по распространению явл. симметричные СП(2-3%).СП бываю: одиночные: одиночные перекрестные ,разносторонние, разносторонние не симметричные, не симметричные односторонней кривизны; двойные: односторонние, разносторонние симметричные, разносторонние не симметричные; перекрестные: одиночные , двойные; совмещенные: для совмещ. двух колей разной ширины (1520 на 1435), для сплетения встречных стрел переводов. К основным геометрическим размерам относят:  н –начальный угол остряка,-угол крестовины;R-радиус переводной кривой,R0-радиус остряка, n-длина передней части крестовины, m-длина хвостовой части крестовины, k-прямая вставка перед математическим центром крестовины,q-передний выступ рамного рельса,Lт –теоретическая длина СП,Lп- практическая длина СП, (.)С- математический центр крестовины.

а0 –расс-е от ц.п. до острия остряков ,а –расс-е от ц.п. до переднего стыка р.р.,в0- расс-е от ц.п. до МЦК, в- расс-е от ц.п. до заднего стыка крестовины.

Основными частями одиночного стрелочного перевода явля­ются стрелка с переводным механизмом, служащая для направления подвижного состава по прямому или боковому пути; крестовина с контррельсами, служащая для беспрепятствен­ного прохода гребней колес подвижного состава через место пе­ресечения двух рельсовых нитей, переводных путей, соединяющих стрелку с разветвляемыми путями; переводные брусья, на кото­рые укладываются металлические части стрелочного перевода.

Стрелка с переводным механизмом состоит из двух непод­вижных рельсов, называемых рамными, двух подвижных рель­сов, называемых остряками, и переводного механизма, соеди­ненного тягами с остряками.

Крестовины с НПК бывают :-с подвижным сердечником с гибкими ветвями из специальных остряковых рельсов, применяют там где скорость движения до200 по прямому пути; -с подвижным поворотным сердечником с центром вращения в корне, укладывают на линиях с высокой грузонапряженностью и V140-160 по прямому пути ; -с одним или двумя подвижными усовиками . Крестовины с непрерывной поверхностью катания обладают следующими преимуществами : -в зоне крестовины создают НПК, что обеспечивает отсутствие ударов ,а значит меньшее динамическое воздействие, -НПК позволяет увеличит V-до200 и более км/ч, -в крестовинах с НПК отсутствуют контррельсы ,а значит динамические горизонтальные силы уменьшаются, -имеют большой срок службы в 3-5 раз больше чем сборные. Основная конструктивная особенность крестовин с подвижным или поворотным сердечником в том ,что сердечник по переменно прижимается то к одному, то к др. усовику , образуя при этом НПК




8. Элементы ж.д пути. (Назначение, требования, поперечные профили. Выбор конструкции ВСП. Полоса отвода. Водоотводные устройства и сооружения.)

Верхнее строение железнодорожного пути (ВСП) состоит из рельсов, шпал, промежуточных и стыковых скреплений, противоугонов, переводных и мостовых брусьев, стрелочных перево­дов и глухих пересечений, балласта.

Схема передачи верти­кального давления колеса (рис. 2.1) на элементы пути показывает, что чем ближе к земляному полотну, тем это давление меньше, снижение происходит за счет увеличе­ния площади передачи давле­ния на нижерасположенные элементы.

Поперечным профилем земляного полотна называется разрез его плоскостью, перпендикулярной продольной оси.

Площадка, на которой размещается верхнее строение пути, называется основной площадкой. Основная площадка (рис. 1.3) для однопутных линий проек­тируется в виде трапеции с шириной по верху 2,3 м и высотой 0,15 м, для двухпутных линий — в форме треугольника с высо­той 0,20 м. Такое ее очертание необходимо для быстрого отвода поверхностной воды, а также с целью предотвращения образова­ния болезней в основной площадке земляного полотна.

Обочина нужна для безопасности прохода работников же­лезнодорожного транспорта, для складирования материалов, размещения инструмента, механизмов, оборудования, а также устройств энергоснабжения, СЦБ и связи, сигналов, сигналь­ных и путевых знаков. Ширина обочины земляного полотна с каждой стороны должна быть 0,6—0,7 м, но не менее 0,4 м.

Крутизну откосов насыпей и выемок назначают в зависимо­сти от вида грунта, высоты насыпи и глубины выемки (табл. 1.1; 1.2) с учетом геологических, гидрологических и климатичес­ких условий местности.

Полосой отвода называется полоса земли, которая предна­значена для строительства железной дороги, а также для разме­щения на ней всех необходимых сооружений и устройств, обес­печивающих нормальное функционирование дороги.

Водоотводные устройства и сооружения. Наземные водоотводные устройства

С целью отвода поверх­ностных вод сооружают наземные водоотводные устройства.

Воду отводят к водопропускным сооружениям или в пони­женные места рельефа.

Водоотводные канавы устраивают с одной или двух сторон насыпи в зависимости от уклона местности. Если поперечный уклон местности более 0,04, то водоотводные канавы делают только с нагорной стороны насыпи; при отсутствии уклона ка­навы делают с обеих сторон насыпи.

Быстротоками называются участки водоотвода с большим уклоном (до 1:2), соединяющие верхний и нижний бьефы. Вода по быстротоку движется, не отрываясь от его дна (рис. 1.10).

Перепадом называется такое сопряжение бьефов, при котором вода из верхнего бьефа в нижний движется водопадом. В ниж­ней части перепада устраивают водобойный колодец, который пре­дохраняет сооружение от разрушения (рис. 1.11).