Ответы на экзаменационные вопроси (Назначение земляного полотна (ЗП) и требования, предъявляемые к нему. Особенности конструкций земляного полотна в сложных условиях. Устойчивость откосов и склонов. Рельсы (назначения и требования к ним)), страница 6

Штольни — горизонтальные закрытые дренажи бестраншейного типа, сооружаемые горным способом или щитовой проходкой. Штольни используются для дренирования водоносных пластов глу­бокого залегания (более 10—12 м).

Кротовый дренаж — горизонтальный бестраншейный, сооружае­мый путем бурения слегка наклонных к горизонту (i > 0,02) сква­жин, в которые заводятся трубофильтры.

Вертикальные дренажи с откачкой воды применяют как времен­ные сооружения при строительстве. Водоспускные буровые или шахт­ные колодцы устраивают в случаях, когда по технико-экономическим соображениям целесообразно отвести воду в нижележащие водопро­ницаемые пласты грунта, не полностью заполненные водой, или в штольни. Комбинированные дренажи представляют собой системы из различ­ных типов горизонтальных и вертикальных дренажей. Обеспечения устойчивости насыпи против сдвига по основанию достигают устройством в необходимых случаях подпорных стен, упорных каменных призм, контрбанкетов. Иногда строят контр­форсы и контрфорсные дренажи.

Подпорные стены  бывают каменные, бетонные и железобетонные. Во всех случаях (кроме кладки всухую) обяза­тельно устройство застенного дренажа с засыпкой из хорошо фильтрующего крупного песка или мелкого чистого гравия.

Упорные призмы в зависимости от местных условий сооружают с выкладкой камня по наружной поверхности откоса или как обычную каменную наброску.

Контрбанкеты в качестве поддерживающих сооружений нашли наибольшее распространение.

Для стока воды основание контрбанкета планируют с уклоном 0,01—0,02 в сторону падения косогора.

Контрфорсы представляют собой подпорные стены не­большой длины, но большого сечения , входящие в тело насыпи и чередующиеся с участками насыпи, не имеющими под­держивающих сооружений. Со стороны откоса насыпи контрфор­сы имеют прямоугольное или уширяющееся книзу сечение.

Насыпи на прижимах косогоров, в основании ко­торых протекают реки, иногда сооружают взамен полувыемок или полунасыпей. Постройка дороги на искусственных полках вне зоны подтопления рекой не требует специальных мероприятий по защите ее от подмывов.

Для предохранения земляного полотна от разрушительного воз­действия различных природных факторов (воды, ветра, льда и др.) и механического повреждения откосы укрепляют одеждами раз­личных конструкций:

Сборные железобе­тонные плиты, омоноличенные по контуру, представляют собой покрытие в виде плит с упором, устраиваемым в основании укрепления для обеспечения его устойчивости, и фильтра из дренирующего материала, укладываемого под плитами.

Сборные разрезные железобетонные плиты раз­мером 3*2,5 м толщиной 0,15 и 0,2 м из бетона М200, армирован­ные сварными сетками, используют для защиты откосов крутизной 1:2 и положе от постоянного или временного воздействия текущих вод, а также от ударов волн, высотой до 1 —1,5 м.

Монолитные железобетонные плиты из бетона М200 размерами в плане от 5*5 до 10*10 м при толщине от 0,15 до 0,3 м являются мощным средством укрепления откосов в условиях постоянного и временного подтопления при действии ветровой вол­ны высотой до 3 м.

Железобетонное гибкое покрытие конструкции ЦНИИСа Минтрансстроя изготовляют из бетона М200 и используют пока при опытном строительстве для защиты посто­янно или периодически подтопляемых откосов насыпей и берегов при скоростях течения до 3 м/сек и высоте волн до 1,5 м.

Сборные бетонные плиты изготавливают из бетона М200 рдзмерами 1*1 м и толщиной 0,16—0,2 м. Используют их при ско­ростях течения воды не более 3 м/сек, слабом ледоходе и высоте волн не более 0,7 м.

Каменная наброска , устраиваемая из несортиро­ванного или сортированного камня, предназначается для надеж­ной защиты откосов насыпи от размыва, подмыва и волнового воздействия.

Защитные покрытия из щебня, гравия и других ма­териалов толщиной 0,1—0,15 м устраивают для предохранения пес­чаных откосов насыпей и выемок от выдувания ветром в засушли­вых районах.


1. Рельсы. (назначения и требования к ним)

Назначе­ние рельсов — непосредственно воспринимать, упруго перераба­тывать и передавать нагрузки от колес подвижного состава на подрельсовые опоры, направлять в движении колеса подвижного состава, служить электрическими цепями на участках с автобло­кировкой — сигнального тока, а на участках с электрической тя­гой — обратного тягового тока. На основных направлениях железных дорог в пути ле­жат рельсы Р75, Р65 и Р50, а на малодеятельных ли­ниях продолжают лежать рельсы Р43, la, P38.

Рельсы должны быть достаточно проч­ными, долговечными, обладать высокой контактно-усталостной выносливостью.

Профили рельсов, типы, длина, и общий характер профиля рельса определяется тем, что лучшей формой балки, работающей на изгиб, является двутавр. Поскольку на рельс действуют большие нагрузки от катящихся непосредственно по нему колес и рельс являет­ся не только несущей, но и изнашиваемой конструкцией, верхней пол­ке двутавра придана форма головки.

Р75,Р65,Р50 соответственно: Высота рельса, мм В (192,0;180,0;152,0); Высота головки, мм Вг (55,3; 45,0; 42,0);

Ширина подошвы, мм П (150,0;150,0;132,0); Ширина головки (по верху), мм Г (71,8;73,0;70,0).

Типы современных рельсов обозначают буквой Р и числом, округ­ленно равным массе 1 пог. м. Например, рельс, 1 пог. м которого весит 64,64 кг, имеет обозначение Р65.

Длина рельсов по действующему стандарту равна 25 м. Рельсы стандартной длины 12,5 м исполь­зуют только как уравнительные на .бесстыковом пути, при укладке стрелочных переводов и как инвентарные при сборке путевой решетки с железобетонными шпалами с последующей заменой их бесстыковымн рельсовыми плетями.

Для укладки на внутренней нити кривых изготовляют укорочен­ные рельсы длиной 24,84 и 24,92 м при 25-метровых рельсах и 12,42 и 12,46 м при 12,5-метровых, а для бесстыкового пути еще и 12,38 м.