- групповой автомобильно-железнодорожной траншеей для технологического автотранспорта и выдачи из карьера железнодорожным транспортом богатой руды на ДСФ, неокисленных кварцитов на ДОФ, окисленных кварцитов (скальная вскрыша) на внешний и внутренний отвал.
Вскрытие рудных горизонтов производится, как уже отмечалось, групповой траншеей внутреннего заложения с железнодорожными тупиковыми заездами уклоном i=0,040 %о со станциями Рудничная на горизонте +130м, Медовая на горизонте + 100м и Центральная на горизонте +60м. По мере углубления горных работ первоначальные разрезные траншеи проходятся на автомобильный транспорт с системой петлевых автосъездов с руководящим уклоном i=0,075%о и горизонтальными площадками между ними.
Первоначально добыча осуществлялась непосредственно из забоев с транспортировкой руды автотранспортом на дробильно-сортировочную фабрику. По достижению расстояния транспортировки 4 км генеральным проектировщиком было принято решение о комбинированном способе добычных работ с промежуточным складированием руды на перегрузочно-усреднительных пунктах, расположенных в карьере.
Добычу неокисленных кварцитов предусматривалось осуществлять непосредственно на железнодорожный транспорт из забоев, однако при хроническом невыполнении вскрышных работ (отставание по вскрыше с начала существования рудника составляет около 160 млн. м3) размеры карьерного поля не позволили завести на глубокие горизонты прямые железнодорожные заезды, и поэтому в 80-х годах было принято решение неокисленные кварциты добывать, как и богатые руды - комбинированным способом. В настоящее время эта схема утвердилась и практически не дает сбоев в обеспечении перерабатывающих фабрик сырьем.
На весь период отработки Михайловского месторождения принят открытый способ добычи железных руд с параллельным подвиганием фронта горных работ в южном, западном и северном направлении и выдачей пород на внешний (рыхлой вскрыши) и внутренний отвалы.
Осадочная толща отрабатывается экскаваторами ЭШ 10/50 на железнодорожный транспорт.
Элементы системы разработки рыхлых вскрышных пород:
– высота уступа – 10-27 м;
– угол откоса уступа в зависимости от физико-механических свойств пород от 28 до 370;
– ширина транспортной бермы – от 25-30м;
– минимальная ширина рабочей площадки 47м;
– ширина заходки экскаватора до65м;
– угол откоса рабочего борта до 140, допускается кратковременное формирование угла до 170 с обновлением откосов через 2-3 года;
– угол откоса борта в конечном положении 19-210 согласно проекта.
Отработка скальных пород (богатой руды, скальной вскрыши и неокисленных кварцитов) ведется с применением буровзрывных работ. Экскавация скальных пород производится экскаваторами типа ЭКГ, погрузчиком САТ с погрузкой в автомобильный, ж.д. транспорт.
Таблица 1
Элементы системы разработки скальных пород
Богатая руда |
Бедная руда и скальная вскрыша |
|
Высота уступа, м |
10 |
15 |
Минимальная ширина заходки, м |
1,5 радиуса черпанья эк-ра * |
|
Минимальная ширина рабочей площадки |
Мин.ширина заходки +26м * |
|
Угол откоса рабочего уступа, град |
550 |
до 700 |
Ширина бермы безопасности, м |
3 |
5 |
Ширина транспортной бермы, м |
26 |
26 |
* регламентируется в зависимости от рабочих параметров выемочно-погрузочного оборудования.
Параметры и показатели системы разработки определяются программой горных работ в зависимости от объема производства товарной продукции комбината.
Высота уступов по богатым рудам была принята в основном из-за средней мощности руды и из-за кратности горизонтов по добыче. Для неокисленных кварцитов при определении высоты уступа основным критерием было принято оборудование на добычных работах в соответствии с нормами проектирования и едиными правилами безопасности. Углы откосов уступов по богатым рудам по факту равны 55-60°, на бедных рудах - 65-70°. Высота вскрышных уступов зависит от типа разрабатываемых пород и расположения водоносных горизонтов и составляет от 10 до 30м, углы откосов уступов 25-35°, ширина рабочих площадок в среднем 66 м, ширина транспортных берм с учетом расположения железнодорожных путей равна 25 м.
Вскрышные работы осуществляются с целью обеспечения добычи руды, как богатой, так и бедной (неокисленных кварцитов). По типам пород вся вскрыша подразделяется на рыхлую и скальную, причем из скальной вскрыши выделен девон, являющийся как бы переходным типом.
Разделение вскрыши ведется по видам применяемого транспорта и, соответственно, выделяется вскрыша на:
- автотранспорт;
- железнодорожный транспорт;
- комбинированный транспорт (автотранспорт + железнодорожный).
Вскрышные работы выполняются экскаваторами типа ЭШ 10/50- по породам рыхлой вскрыши, типа ЭКГ – по скальной вскрыше, с погрузкой в автомобильный и железнодорожный транспорт и транспортировкой на внешние, внутренние отвалы, склады и противооползневые мероприятия. Схема путевого развития – сквозная и тупиковая с обменом составов на станциях, постах и разъездах.
Параметры рабочих уступов при экскаваторных работах на вскрышных горизонтах принимаются в зависимости от физико-механических свойств горных пород (табл. 2).
Таблица 2
Параметры рабочих уступов.
Параметры рабочих уступов |
Четвертичные суглинки |
Пески альб- синомана |
Пески и глины аптнеокома |
Келловейские глины |
Пески и глины бата |
Высота уступа, м |
15-25 |
10-15 |
10-7 |
15-30 |
15-25 |
Угол откоса, град |
40 |
27-30 |
25-27 |
35-37 |
32-35 |
Ширина заходки, м |
40-60 |
40-60 |
40-60 |
40-60 |
40-60 |
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.