Синдром динамической афазии проявляется нарушением как импрессивной, так и экспрессивной речи. Тяжесть нарушения этих видов речи может быть различной – от едва заметных расстройств, до выраженного нарушения интеллектуальной деятельности. Нейрофизиологически это объясняется нарушением активности протекания всей психической деятельности.
Нарушение слухоречевой памяти при динамической афазии является одним из её симптомов. Если здоровый человек постепенно запоминает из 10 предъявленных ему слов сначала 5, затем 6, 8, 9, 10, то больной с динамической афазией персеверируя отдельные слова и переставляя их, не может запомнить больше 4 слов. Для больных характерно нарушение последовательности воспроизводимой серии слов. Даже воспроизведение в обратном порядке таких автоматизированных видов речи, как счёт от 20 к единице, дней недели от воскресенья к понедельнику и месяцев года от декабря к январю, вызывает у них чрезвычайные трудности.
В обычной экспрессивной ситуативной речи больные с динамической афазией аспонтанны, малоинициативны. Ответы на вопросы односложны и, как правило, включают в себя слова из вопроса собеседника, соответственно грамматически перестроенные. Например на вопрос: «У вас был сегодня врач»? Больной отвечает: «У нас (меня) был сегодня врач». Нередко наблюдаются эхолаличные повторы отдельных слов и фрагментов фраз собеседника, которые больные не замечают. Крайняя инертность протекания всех психологических функций у больных с динамической афазией особенно ярко проявляется при заданиях пересказать прочитанный или воспринятый на слух текст, при составлении рассказа по серии сюжетных картинок или по какой-либо теме.
У больных может быть сохранено понимание ситуативной речи и нарушено понимание сложных текстов. Поскольку нарушается не только слухоречевая память, осуществляющая связь между отдельными звеньями высказывания, но и восприятие плана высказывания, больные не улавливают смысл текста. При динамической афазии, как и при эфферентной моторной афазии может наблюдаться специфический импрессивный аграмматизм. Он заключается в том, что больные игнорируют окончания в инвертированных словосочетаниях, не могут показать ручку карандашом, линейку ручкой, дезориентированы в нахождении главного лица в словосочетаниях «мамина дочка», «мама дочки». В экспрессивной речи встречаются те же трудности: остаётся сохранной ситуативная и диалогическая речь, в которых замысел диктуется или предъявляется самой бытовой ситуацией. Но как только становится необходимо словами передать ситуацию, больные оказываются беспомощными, переходят к употреблению вводных слов и частиц: «Ну как это…, ну…, ну…понимаете не могут и всё…». Выразить словами мысль, скорее побуждение к ней, интенцию помогают наводящие вопросы. То же происходит в случае, когда больному предлагают рассказать содержание фильма, известной картины или о фактах своего жизненного опыта, требующих плана или программы изложения, поскольку это уже творческий процесс. А.Р. Лурия приводит пример, когда раненый полярник в ответ на просьбу рассказать о севере сказал: «На севере живут белые медведи. О чём и довожу до вашего сведения», т.е. ограничился двумя шаблонными речевыми штампами.
При динамической афазии относительно сохранны письмо под диктовку и чтение. Однако больные не могут самостоятельно написать даже элементарное письмо, прибегая к списыванию поздравительных шаблонов к праздникам. Необычайные трудности возникают у них при чтении стихов, поскольку синтаксис стихотворного текста, порядок членов предложения в нём подчинены ритму и рифме. Нарушение прогнозирования, трудности понимания иносказательных оборотов приводят к отказу от чтения незнакомых стихотворений. Однако хорошо упрочнённые в памяти четверостишия больные произносят свободно.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.