Акустико - мнестическая афазияобусловлена очагом поражения расположенным в нижних и задних отделах теменной и височной области (поля 37 и 40 по Бродману). В отличие от акустико – гностической афазии, акустический дефект здесь проявляется не в сфере фонематического анализа, а в сфере слуховой мнестической деятельности. Больные теряют способность к удержанию в памяти воспринятой на слух информации, проявляя тем самым сужение объёма слухоречевой памяти и наличие слабости акустических следов. Эти дефекты приводят к определённым трудностям понимания развёрнутых видов речи, требующих участия слухоречевой памяти. В собственной речи больных с этой формой афазии основным проявлением является словарный дефицит, связанный как с вторичным обеднением ассоциативных связей слова внутри данного семантического оборота, так и с недостаточностью зрительных представлений о предмете. Больные не могут назвать предмет, хотя, иногда, догадываются о его назначении. Например, если больному показать ручку, то, возможно, он скажет – «это то, чем пишут». Как указывалось выше, при этой форме афазии сохранён фонематический слух, в связи с чем больные понимают значения слов. У них нет артикуляторных трудностей, они могут быть многоречивы. При всём этом они лишь фрагментарно понимают речь в связи с сужением объёма слухоречевой памяти до 1-2 из 3 слов, воспринятых на слух. Речь обильна, малоинформативна, изобилует вербальными парафазиями, но интонационно окрашена. Употребляется много глаголов, часто повторяются одни и те же глаголы, существительные заменены местоимениями, нарушено согласование в роде и числе. Фразы оказываются незаконченными, так как отсутствуют второстепенные члены предложения (дополнения, обстоятельства места, времени и т.д.), выраженные существительными. Больные могут правильно под диктовку записывать отдельные слова, допуская ошибки лишь при записи незнакомых или сложных по звуковому составу слов. А.Р. Лурия обращает внимание на то, что больные на слух хорошо удерживают отдельные слова, но испытывают выраженные трудности при переходе к опытам на сохранение в памяти и повторение серии, состоящей из 3-4 слов. Они могут воспринимать только 1-2 слова (чаще первое и последнее). Слухоречевую память этих больных отличает чрезвычайная инертность. Так, заучив серию слов, больные не могут их повторить, если они предъявлены в другом порядке. Они заменяют нужные слова персевераторным повторением уже сказанных слов. Персевераторность и амнезия распространяются и на функцию называния: если предложить больному называть не один, а серию предметов, то появляются амнестические трудности и персеверации ранее данного названия. То же наблюдается и в активной речи: поиски слов, замена их местоимениями, вербальные парафазии заполняют её. Персеверации у больных с акустико-мнестической афазией отмечаются лишь при повторении и назывании серий слов, не связанных смыслом.
Акустико-мнестическую афазию следует отличать от более широкого понятия – амнезии (расстройства памяти на ранее выработанные представления и понятия). Различные виды амнезии чаще возникают при поражении медиобазальных отделов височных и лобных долей.
Динамическая афазия.
Динамическая афазия описана K. Kleist в 1934 г. под названием «дефект речевой инициативы». При динамической афазии имеет место поражение мозга в заднелобных отделах левого полушария, расположенных кпереди от зоны Брока. Речевой дефект проявляется здесь главным образом в речевой аспонтанности и инактивности. В настоящее время выделены два варианта динамической афазии. Вариант I характеризуется преимущественным нарушением функции речевого программирования, в связи с чем больные пользуются в основном готовыми речевыми конструкциями, не требующими специальной «деятельности программирования». Их речь отличается бедностью, односложностью ответов в диалоге. При варианте II преобладают нарушения функции грамматического структурирования: в речи таких больных выражен экспрессивный аграмматизм «согласования», а также типа «телеграфного стиля». Произносительные трудности в обоих вариантах не значимы
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.