Для больных характерны импрессивный аграмматизм, проявляющийся нарушением выполнения заданий (положить ложку справа от карандаша и слева от ножниц и т.д.) и конструктивно-пространственная апраксия, негрубая апраксия позы пальцев. Сохранность письма весьма относительна, это написание либо начальных слогов слов, либо отдельных слов, либо аграмматично построенных фрагментов высказывания с неточным, парафазичным употреблением предлогов наречий и окончаний существительных. Неполноценно и чтение, т.к. больные с эфферентной моторной афазией испытывают значительные трудности в понимании сложных предложений. Понимание устной речи нарушается при всех формах афазий в той или иной степени. Больные с эфферентной моторной афазией, как и больные с акустико-гностической афазией хуже всего воспринимают на слух односложные слова и значительно лучше многосложные, что, по-видимому, объясняется опорой восприятия на гласные фонемы и ритмико-мелодическую основу слова. Нарушается понимание фраз с различным лексико-морфологическим составом, предающим в русском языке пространственные отношения предметов и направленность действий. Вторично нарушается фонематический слух, особенно при восприятии серии слогов и слов с близкими по артикуляции фонемами.
В тяжёлых случаях эфферентной моторной афазии экспрессивная устная речь у больных практически невозможна. Продуктивная речь заменяется постоянным повторением отдельных звуков или слов, а в тяжёлых случаях представлена речевым эмболом – единственным звуком или словом, который больной произносит при попытке что-либо сказать. Появление «телеграфного стиля» при данной форме афазии возможно при восстановлении речи.
Проводниковая афазия возникает при острых нарушениях мозгового кровообращения в бассейне задних ветвей левой средней мозговой артерии. Данная форма афазии развивается у больных с той или иной степенью генетически подтверждённого левшества, т.е. у больных для которых левое полушарие является субдоминантным, реализующем восприятие и речепроизводство гласных фонем, а также при поражении задних нижнетеменных отделов мозга (поля 40 и 39), при котором развивается грубая конструктивно-пространственная апраксия. Эти два фактора нарушают конструирование слова из составляющих его элементов. В одних случаях проводниковая афазия может сочетаться с акустико-мнестической афазией, в других случаях с акустико-гностической, а в остром периоде принимает картину тотальной афазии. При проводниковой афазии характерно быстрое восстановление понимания речи, что, по-видимому, обусловлено перестройкой акустических сенсорных функций и включением в работу височной доли правого полушария (доминантного).
При проводниковой афазии отмечаются грубые ошибки повторения, называния, чтения вслух и письма, т.е. нарушаются все произвольные репродуктивные функции речи. В основе нарушения понимания речи, аграфии, алексии, и акалькулии лежит нарушение конструктивно-пространственного праксиса у левшей, переученных с левой руки на правую. Нарушение письма может проявляться элементами зеркальности (пишут справа на лево). Ситуативная речь, как правило, сохранена, но иногда больные не могут повторить даже отдельные звуки, что свидетельствует о грубой апраксии артикуляционного аппарата. Сохранность речевых автоматизмов ситуативной речи при проводниковой афазии осуществляется правым (доминантным) полушарием. Оральный праксис сохранён, артикуляторный нарушен.
Таким образом проводниковая афазия появляется только у больных, которых в детстве переучивали с левой руки на правую, в результате чего в среднетеменных отделах левого полушария формируется дополнительная речевая артикуляторно-кинестетическая зона, реализующая произвольное, осознанное произнесение звуков во время обучения чтению и письму, базирующихся на произвольном позвуковом повторении различных комплексов звуков, входящих в слово. Трудности произвольного повторения слов, называния предметов и употребления слов в произвольной экспрессивной речи обусловлены нарушением конструктивно-пространственного анализа и синтеза порядка следования звуков в слове. Имеет место редуцированность гласных и сонорных согласных (м, н, л, р) в словах, состоящих из нескольких слогов, или при стечении согласных, в результате чего вторично нарушается слоговая структура речи. Основу нарушения функции называния составляют не только трудности формирования слогового и звукового состава слова вследствие нарушения кинестетико-мнестической памяти звуковой оболочки слова, но и истинно амнестические трудности.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.