Акустико-гностическая афазия (сенсорная афазия, афазия Вернике).
Сенсорная афазия у правшей возникает при поражении средних и задних отделов верхней височной извилины левого полушария головного мозга - зоны Вернике (22 поле по Бродману). Первичным дефектом является нарушение фонематического слуха, т.е. распад способности к акустическому анализу звуков речи – фонем, которые несут в языке смыслоразличительные функции. В русском языке такими функциями являются звонкость и глухость («б»-«п», «с»-«з»), ударность и безударность, твёрдость и мягкость («пыл» и «пыль»). Расстройства фонематического слуха обусловливают грубые нарушения импрессивной речи – понимания. В тяжёлых случаях больной может воспринимать речь как шум или разговор на неизвестном для него языке. Появляется феномен «отчуждения смысла слова», который характеризуется «расслоением» звуковой оболочки слова и его предметной отнесённости. Звуки речи теряют для больного своё стабильное звучание и каждый раз воспринимаются искажённо. В результате этой звуковой лабильности в экспрессивной речи больных появляются характерные дефекты: логорея (обилие речевой продукции), замены одних слов другими, одних звуков – другими: вербальные и литеральные парафазии.
Больные встревожены, многоречивы, обращаются с вопросами к окружающим, раздражаются из-за того, что им не отвечают или, по их мнению, специально отвечают неточно, тяжело переживают то, что сами не понимают речи окружающих [Флоренская Ю.А., 1949].
Обычно через 1-2 недели после инсульта в речи больных появляются отдельные адекватные или парафазично произнесённые фразы. При попытке понять значение слова больные повторяют его и постепенно теряют его звуковой образ, вследствие чего при дальнейших повторениях слова оно начинает «рассыпаться», нарастает число литеральных парафазий и, в конце концов, больной полностью утрачивает возможность полностью произнести слово, которое он вначале свободно повторил. Таким образом, из-за нарушения фонематического слуха, выделения отдельных акустических признаков фонем нарушается слухоречевая память на отдельные, изолированно повторяемые слова.
Наиболее сохранным при акустико-гностической афазии является чтение, базирующееся на зрительном восприятии и артикуляторной стороне речи. Вторично при сенсорной афазии может быть нарушен элементарный счёт. Не понимая задания решить пример, больные переписывают его, а поняв задание, допускают множество ошибок, поскольку у них возникают вербальные, числовые парафазии.
Сенсорная афазия у левшей.
В последние годы установлено, что сенсорная афазия у левшей наблюдается чрезвычайно редко (см. таб. № 1). Высокая степень межполушарной взаимосвязи височных долей, по всей видимости, объясняет высокий уровень компенсаторной перестройки у больных-левшей с сенсорной афазией, этим, вероятно, объясняется редкая встречаемость данной формы афазии. Однако, стойкая акустико-гностическая афазия у левшей всё-таки встречается. Для этой формы афазии у левшей характерна диссоциация между сохранным повторением слов и даже фраз при грубом нарушении понимания речи. Такая парциальная сенсорная афазия возникает у лиц с явным или парциальным левшеством, причём при поражении как левого, так и правого полушария, видимо в тех случаях, когда не преобладает доминантность одного из полушарий.
Обследуемые |
Формы афазий (%). |
||||||
Акустико-гностическая |
Акустико-мнестическая |
Семантическая |
Проводниковая |
Моторные афазии |
Динамическая |
||
Афферентная |
Эфферентная |
||||||
Правши |
10,1 |
9,5 |
9,8 |
- |
19,8 |
44,0 |
5,8 |
Левши |
2,8 |
11,7 |
12,9 |
15,2 |
17,4 |
40,1 |
- |
Таб. №1. (По М.Х. Бурлаковой, 1997 г.) Частота различных форм афазии у правшей и левшей.
Акустико - мнестическая афазия.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.