При выявлении отдельных клинических вариантов моторной афазии важно учитывать особенности экспрессивной речи. Так на фоне затруднений, замедления, обеднения экспрессивной речи у больных с афферентной моторной афазией на первый план выступают искажения, замены отдельных артикулем, а при эфферентной моторной афазии наиболее выражены затруднения подбора и формирования слов и фраз при сравнительно сохранном произношении отдельных речевых звуков. В свою очередь у больных с динамической афазией фонетическая, морфологическая и синтаксическая структура экспрессивной речи остаётся сохранной, но затрудняется начало речевого акта, нарушается инициальное побуждение к речи, снижается речевая активность. Флексивный импрессивный аграмматизм, наблюдаемый при эфферентной моторной афазии и динамической афазии, при котором больные не могут показать карандашом ручку или ручкой циркуль, опуская при этом окончания имён существительных, и предложно-пространственный импрессивный аграмматизм, характерный для афферентной моторной афазии, когда больные дезориентированы в понимании пространственных отношений предметов, передаваемых в речи при помощи предлогов, как бы объединены при семантической афазии, при которой наблюдаются все варианты импрессивного аграмматизма.
Различия отдельных клинических вариантов сенсорной афазии основано главным образом на учёте данных, полученных при исследовании понимания речи. Для акустикогностической афазии характерно грубое нарушение узнавания отдельных речевых звуков, которые нередко воспринимаются больными как недифференцированный шум, а также имеются расстройства в заданиях на различия и узнавание серии слогов и слов, нарушается понимание инструкций.
При дифференциальной диагностике отдельных клинических форм моторной и сенсорной афазий следует учитывать не только ведущие, но и дополнительные симптомы, имеющие нередко важное значение для установления диагноза в сложных случаях. Так, например, затруднения понимания речи при афферентной и эфферентной моторной афазии могут быть выражены негрубо и выявляться главным образом при предъявлении сложных проб Хеда и А.Р. Лурия, однако эти затруднения больше выражены обычно у больных с эфферентной моторной афазией; у этих больных сильнее нарушено удержание речевых рядов, выполнение заданий, направленных на исследование отчуждения смысла слов. При эфферентной моторной афазии в большей степени, чем при афферентной моторной афазии, могут проявляться нарушения письма и особенно чтения. С другой стороны, наиболее грубые изменения экспрессивной речи в виде парафазий, преобладания глаголов и вводных слов, наклонности к логорее, нарушения называния наблюдаются среди умеренно выраженной акустико-гностической афазии.
Имеет значение для клиники различие афазий, анартрий и дизартрий. В особенности трудной может оказаться дифференциальная диагностика выраженной моторной афазии и анартрии, афферентной моторной афазии и дизартрии. При различии моторной афазии и анартрии следует учитывать не только наличие типичных для анартрии нарушений экспрессивной речи (расстройство фонации, нарушение акта глотания в результате парезов и параличей мышц языка, мягкого нёба, голосовых связок), но и сохранность у больных с анартрией, в отличие от больных с афазией, понимания речи (включая сложные пробы Хеда и Лурия), чтения и письма. Эта сохранность понимания сложных форм речи имеет большое дифференциально – диагностическое значение в случае острого нарушения речевых расстройств вследствие травмы, когда какая-либо звуковая продукция практически полностью отсутствует, как у больных с моторной афазией, так и у больных с анартрией. В случае дизартрии также сохраняется понимание больным сложных форм речи. При произношении больным с дизартрией отдельных артикулем характерна смазанность звучания, носовой оттенок, неясность и нередко ускорение произношения отдельных речевых звуков; при афферентной моторной афазии отмечаются искажения, потеря отличительных признаков отдельных артикулем, например оглушение звонких звуков. Необходимо учитывать и наличие других симптомов для афазии, - нарушение понимания речи, письма, чтения и т. д.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.