Афазия. История изучения и классификация. Дифференциальная диагностика., страница 10

Нередко наблюдаются грубые нарушения счётных операций. Больные путают направление действий при решении многозначных примеров, то складывая, то вычитая числа в пределах одного примера. Кроме того, они испытывают определённые трудности при арифметических действиях с переходом через десяток, с трудом записывают со слуха многозначные числа.

При поражении передних отделов поля 39, граничащих с полем 40, у левшей могут возникнуть дезориентация в географической карте, зеркальное написание отдельных букв и цифр, а иногда изолированные очень тяжёлые кинестетическая аграфия и алексия как следы проводниковой афазии с быстрым восстановлением повторения и называния. У переученных левшей при поражении как левой, так и правой нижнетеменной доли может быть выражена акалькулия в пределах первого десятка.

Как у правшей, так и у большинства переученных левшей  семантическая афазия возникает при поражении левого полушария и является стойким речевым расстройством.

Основным проявлением речевой патологии при этом виде афазии является всё же импрессивный аграмматизм, т. е. невозможность понимания сложных логико-грамматических оборотов речи. Этот дефект является, как правило, одним из видов пространственного гнозиса. Поскольку в речи основными «деталями» связывающими слова в единое целое (логико – грамматическую конструкцию) являются грамматические элементы, основные трудности связаны с выделением этих элементов и пониманием их смысловой роли – особенно пространственной (пространственные предлоги, наречия и т. д.). При этом способность к улавливанию формально – грамматических искажений (ошибок согласования) остаётся у этих больных сохранной.

 Дифференциальная диагностика.

Дифференциальная диагностика афазий нередко представляет значительные трудности, т. к. многие симптомы, считающиеся характерными для той или иной формы  афазии, могут отсутствовать в ряде наблюдений либо, напротив, выявляться при различных формах афазий, она требует высокоспециализированного нейропсихологического обследования и далеко не всегда возможна вообще.

Важное значение для более точной диагностики клинических вариантов афазий имеет учёт особенностей, степени выраженности и частоты встречаемости отдельных симптомов при различных формах афазий. При дифференциальной диагностике моторной и сенсорной афазий необходимо учитывать, что у больных с сенсорной афазией при отсутствии логореи в самостоятельной и диалогической речи выявляется наклонность к логорее во всех без исключения наблюдениях при повторении и назывании. Отчуждение смысла слов, нарушение удержания речевых рядов, а также затруднения понимания в пробах Хеда и А.Р. Лурия отмечаются как при моторной, так и при сенсорной афазиях, однако в большинстве наблюдений с сенсорной афазией эти симптомы выступают заметно сильнее по сравнению с соответствующими по тяжести формами моторной афазии. Расстройства называния имеют место не только при сенсорной афазии, но и при различных формах моторной афазии; однако при умеренно или слабовыраженной моторной афазии нарушения называния значительно слабее, чем при соответствующих формах сенсорной афазии. Только у больных с выраженной моторной афазии появляются грубые нарушения называния; тем не менее, у этих больных при попытках назвать предъявленный предмет или действие наблюдается лишь эмболофазия, в то время как у больных с сенсорной афазией при грубых расстройствах называния отмечается логорея, произнесение набора  литеральных парафазий.