О.И.Тескин
ОЦЕНКА НАДЕЖНОСТИ СИСТЕМ НА ЭТАПЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ОТРАБОТКИ
I. Введение
Разработка любой достаточно сложной технической системы включает в себя этап экспериментальной отработки, целью которого является выявление и устранение конструкторских недоработок. Эти недоработки, как правило, неизбежны и вызваны не «ошибками» проектирования, а наличием существенного уровня неопределенности на начальном этапе проектирования.
К концу этапа конструкторской отработки техническая система должна удовлетворять всем требованиям технического задания (ТЗ), в том числе и требованиям по надежности. С целью оценки фактического уровня надежности системы проводят специальные испытания. Однако объем таких испытаний (в силу их высокой стоимости) обычно весьма ограничен, что не позволяет подтвердить требования по надежности с нужной достоверностью или достаточно точно оценить фактически достигнутый уровень надежности. Между тем в ходе экспериментальной отработки изделия и его компонент (элементов) накапливается значительный объем информации о надежности. Кроме того, имеются результаты испытаний образцов - аналогов или прототипов, а также расчетные данные и результаты моделирования.
Ясно, что разумное использование этой дополнительной (или априорной) информации должно повысить достоверность принимаемых решений при контроле надежности.
В настоящее время имеется достаточно обширная литература [2-8, 14 и др.], посвященная исследованию указанной задачи, однако до ее окончательного решения весьма далеко. Это объясняется как многообразием конкретных условий и ситуаций, возникающих на практике, так и разнообразием и спецификой самого понятия «априорная информация».
Одной из наиболее сложных (и важных для практики) ситуаций является такая, когда текущая и априорная информации о надежности изделия заведомо являются «разнородными» либо в силу изменения конструкции изделия (за счет проводимых доработок), либо в силу того к другого одновременно. Такая ситуация является типичной для этапа экспериментальной отработки изделия.
Известные решения рассматриваемой задачи в указанной ситуации заключаются в построении так называемых «моделей роста надежности», которым посвящена обширная литература [9-14 и др.]. Не проводя здесь анализа описанных «моделей роста», отметим лишь, что почти все они основаны на трудно проверяемых допущениях, а также требуют большого набора исходных денных. В известной мере свободным от указанных недостатков является излагаемый ниже подход, идейная сторона которого была развита в работах [13, 2, 3].
2. Постановка задачи и общий метод решения
Постановка задачи объединения информации, полученной в различных условиях, для повышения достоверности оценки надежности изложена в работе [2] и состоит в следующем.
Пусть вектор значений некоторых характеристик задает всю совокупность условий на момент оценки надежности, а вектор определяет условия, в которых получена предварительная (априорная) информация. Обозначим через гипотезу, состоящую в том, что условия и - идентичны.
Предположим для определенности, что испытания проводятся по биноминальному плану, причем в условиях проведено испытаний изделия, из которых закончились отказами, а в «натурных» условиях проводятся последующие испытаний, среди которых зарегистрировано отказов.
Требуется оценить надежность изделия после проведения испытаний с учетом различия условий и . Аналогичный вопрос возникает при проведении испытаний в одних и тех же условиях , но при наличии доработки после проведения испытаний с отказами, если после доработки изделие прошло еще испытаний с отказами. Вместо биноминального плана испытаний может быть рассмотрен любой другой, в результате изменяются лишь исходные данные.
Будем далее рассматривать невосстанавливаемые изделия, показателем надежности которых служит вероятность безотказной работы изделия за требуемое время функционирования (наработку) ; .
Задача состоит в определении точечной оценки показателя и границ доверительного интервала заданного уровня ( = 0,9 – 0,95) или, по крайней мере, нижней доверительной границы (НДГ) уровня для показателя Р. Особенность задачи состоит в том, что оценки и требуется определить по всей накопленной в ходе испытаний информации с учетом ее «разнородности», вызванной указанными ранее причинами.
Стандартным подходом при решении сформулированной выше задачи является следующий.
Проверяется гипотеза о неизменности условий испытаний (либо о несущественности проведенных доработок). Смысл гипотезы состоит в предположении о неизменности надежности изделия в ходе испытаний (по другому: в принадлежности разных выборок к одной генеральной совокупности). При сделанных выше предположениях гипотезу можно представить в виде ; т.е. уровень безотказности изделия в одних условиях (или до доработки) совпадает с уровнем безотказности изделия в других условиях (или после доработки).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.