Рассмотрим силы и реакции, действующие на вал в плоскости XOZ:
Проверка:
I грузовой участок,
II грузовой участок,
III грузовой участок,
Эпюры изгибающих моментов в плоскостях изображены на рис.4.
Рисунок 4. Эпюры изгибающих моментов быстроходного вала.
Расчет быстроходного вала на статическую прочность.
Проверка статической прочности выполняется в целях предупреждения пластических деформаций в период действия кратковременных перегрузок (например, при пуске, разгоне, торможении и т.д.). Расчет валов ведется по следующей методике:
а) нормальные σ и касательные τ напряжения в рассматриваемом сечении (сечения выбираются самые опасные с точки зрения присутствия высоких изгибающих моментов и наличия концентраторов напряжений) вала при действии максимальных нагрузок:
где Ммах – суммарный изгибающий момент, Н·м:
здесь КП – коэф. перегрузки, КП = 2,2;
МКмах – крутящий момент, Н·м:
W, WK – моменты сопротивления сечения вала при расчете на изгиб и кручение, мм3 :
- для сплошного круглого сечения;
- для вала со шпоночным пазом;
А – площадь поперечного сечения, мм2 :
- для сплошного круглого сечения;
- для вала со шпоночным пазом;
б) частные коэффициенты запаса прочности по нормальным и касательным напряжениям:
где σТ, τТ - пределы текучести, для стали 40Х диаметра < 120 мм σТ = 750 МПа, τТ = 450 МПа.
в) общий коэффициент запаса прочности по пределу текучести при совместном действии нормальных и касательных напряжений:
г) статическая прочность обеспечена, если ST ≤ [ST] = 1,3…2 – минимально допустимое значение общего коэффициента запаса по текучести.
Из рассмотрения эпюр внутренних силовых факторов и конструкции узла следует, что опасными являются сечения I-I и II-II (см. рис.4):
I-I – сечение нагружено изгибающими моментами, концентратор напряжения – проточка. При d = 24 мм.
;
;
КП = 2,2; Fa1 = 4176,0772 Н; Т1 = 26,194 Н/м; Мх1 = 27154,1366 Н·мм; Му1 = 12640,9173 Н·мм; σТ = 750 МПа; τТ = 450 МПа.
;
;
II-II – сечение нагружено максимальными по эпюре изгибающими моментами. При d = 72,5 мм.
;;
;
КП = 2,2; Fa1 = 4176,0772 Н; Т1 = 26,194 Н/м; Мх2 = 147970,368 Н·мм; Му2 = 68883,839 Н·мм; σТ = 750 МПа; τТ = 450 МПа.
;
;
III-III – сечение нагружено максимальными по эпюре изгибающими моментами. При d = 24 мм.
; ;
;
КП = 2,2; Fa1 = 4176,0772 Н; Т1 = 26,194 Н/м; Мх2= 60850,637 Н·мм; Му2= 0Н·мм; σТ = 750 МПа; τТ = 450 МПа.
;
;
Из расчетов: для сечения I-I St1 = 9,6875 ≥ [St] = 1,3…2 – статическая прочность обеспечена;
для сечения II-II St2 = 63,1 ≥ [St] = 1,3…2 – статическая прочность обеспечена.
для сечения III-III St2 = 6,047 ≥ [St] = 1,3…2 – статическая прочность обеспечена.
7.5.2. Расчет быстроходного вала (колеса)
Прикладываем к валу внешние нагрузки (см. рис. 5):
-силы в зацеплении: Fa2 = 818,2664Н, Ft2 = 4176,0772Н, Fr2 = 1537,85Н;
-входная сила: .
Рассмотрим силы и реакции, действующие на вал в плоскости YOZ:
Проверка:
I грузовой участок,
II грузовой участок,
Рассмотрим силы и реакции, действующие на вал в плоскости XOZ:
Проверка:
I грузовой участок,
II грузовой участок,
III грузовой участок,
Эпюры изгибающих моментов в плоскостях изображены на рис.5.
Рисунок 5. Эпюры изгибающих моментов тихоходного вала.
Расчет тихоходного вала на статическую прочность.
Из рассмотрения эпюр внутренних силовых факторов и конструкции узла следует, что опасными являются сечения I-I и II-II и III-III (см. рис.5):
I-I – сечение нагружено изгибающими моментами, осевой силой, концентратор напряжений – посадка с натягом колеса на вал;
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.