Установив характерный размер l = 152 мм – расстояние между торцами опор-подшипников червяка, определяем соотношение:
Согласно рекомендациям, когда при n1 < 1500 об принимаем схему установки подшипников с одной фиксирующей и одной плавающей опорами. Так как диаметр вершин витков червяка больше диаметра наружного кольца подшипника, в качестве фиксирующей опоры принимаем схему с двумя коническими роликовыми подшипниками, закрепленными в стакане глухой крышкой. В качестве плавающей опоры принимаем роликовый радиальный с короткими цилиндрическими роликами подшипник 12206 ГОСТ 8328-75.
Для опор червячного колеса принимаем схему «враспор».
Как наиболее удобную (по условиям сборки червяка и колеса, регулировки) и технологичную в данном случае принимаем конструкцию корпуса редуктора со съёмной крышкой, стык которой приходится по оси тихоходного вала.
Назначаем закладные крышки для подшипников.
|
7.4. Расчет шпоночных соединений.
Шпоночное соединение двух деталей образуется при помощи шпонки, которая является связью между ними.
Шпоночное соединение передает нагрузку в виде вращающего момента.
Для образования шпоночного соединения используют следующие типы шпонок: призматические (наиболее распространенные), сегментные, тангенциальные, цилиндрические и сравнительно редко клиновые.
Первые четыре типа несмотря на различную форму имеют один метод расчета.
Шпоночное соединение может потерять работоспособность по двум причинам: а) смятие боковых рабочих поверхностей шпонки; б) продольный срез шпонки.
Условия прочности которые обеспечивают работоспособность шпоночного соединения имеют вид:
Для стандартных шпонок выполнение первого условия приводит к автоматическому выполнению второго, поэтому такие шпонки рассчитывают только по напряжениям смятия.
Выполняют проверочный или проектный расчет шпоночного соединения по формуле:
где Т – передаваемый вращающий момент, Н·м;
d – диаметр вала в месте установки шпонки, мм;
lP – рабочая длина шпонки, lP = l – для шпонки с плоскими торцами, lP = l-b – для шпонки со скруглёнными торцами, мм;
h – высота шпонки, мм;
[σсм] – допускаемое напряжение смятия, при неподвижном соединении вала и стальной (чугунной) ступицы [σсм] = 60…100 МПа, при посадках с натягом [σсм] = 110…200 МПа.
Произведем проверочные расчеты для шпоночных соединений.
Соединение вал двигателя – ведущий шкив. Принимаем шпонку без закруглений, Т = 13,7866 Н·м, d = 24 мм, l = lР = 30 мм, h = 7 мм, b = 8 мм. Проверка:
Соединение червячный (быстроходный) вал редуктора – ведомый шкив. Принимаем шпонку без закругления, Т = 26,194 Н·м, d = 24 мм, l = lР =26 мм, h = 4 мм, b = 4 мм. Проверка:
Соединение тихоходный вал редуктора – ступица червячного колеса. Принимаем шпонку с плоскими торцами, Т=365,4068Н·м,d=64 мм, l=lР=35 мм, h = 11 мм, b = 18 мм. Проверка:
Соединение тихоходный вал редуктора – правая полумуфта. Принимаем шпонку без закруглением, Т = 358,0986 Н·м, d = 50 мм, l = lР = 37 мм, h = 8 мм, b = 12 мм. Проверка:
Все проверки выполняются по условию допускаемого напряжения смятия, т.е. подбор шпонок осуществлен правильно.
7.5. Расчет валов на статическую прочность
7.5.1. Расчет тихоходного вала (червяка)
Выполним построение эпюр изгибающих моментов в вертикальной и горизонтальной плоскостях. Для этого необходимо определить реакции в опорах. Прикладываем к валу внешние нагрузки (см. рис. 4):
-силы в зацеплении: Fa1 = 4176,0772 Н, Ft1 = 818,2664 Н, Fr1 = 1537,8504 Н;
-входная сила: Fвх = Fк =811,342 Н,
Рассмотрим силы и реакции, действующие на вал в плоскости YOZ:
Проверка:
I грузовой участок,
II грузовой участок,
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.