Тема урока«Вид, его признаки»
Цели:сформировать у учащихся представление о видах живых организмов; изучить основные признаки вида, показывать необходимость сохранения видового разнообразия.
Прогнозируемый результат урока:
1)ученики знают признаки организма, по которым относят его к определённому виду;
2)умеют определять сходные и отличительные черты живых организмов на местных видах;
3)выделяют главное в тексте учебного пособия, делают выводы.
Оборудование: гербарий растений, коллекции насекомых, таблицы, фотографии.
Ход урока
I. Проверка и закрепление знаний.
Выполнение тестовых заданий.
Вариант №1
1. Свойство живых организмов производить себе подобных-это:
а) саморегуляция; б) размножение; в) развитие.
2. Вегетативное размножение-это размножение при помощи:
а) стебля; б) листьев; в) корня; г) стебля, листьев и корня.
3. Листьями размножаются:
а) бегония; б) смородина; в) малина.
4. Протисты и бактерии размножаются:
а) делением клетки; б) почкованием; в) спорообразованием.
5. Гаметы - это:
а) мужские половые клетки; б) женские половые клетки; в) мужские и женские половые клетки.
Ответы: 1-б, 2- г, 3-а,4-а, 5-в.
Вариант-2
1.Половое размножение представляет собой образование новой особи:
а) из специализированных клеток двух родительских организмов;
б) из двух родительских организмов;
в) из одной или нескольких клеток одного родительского организма.
2. Половые клетки - это:
а) споры; б) гаметы; в) протисты.
3. Оплодотворение происходит при:
а) слиянии половых клеток; б) делении половых клеток; в) размножение частями тела растения.
4. Почкованием размножаются: а) гидра; б) эвглена зелёная; в) хламидомонада.
5. Зигота образуется при слиянии:
а) сперматозоидов; б) яйцеклеток; в) яйцеклетки и сперматозоида.
Ответы: 1- а, 2- б, 3- а, 4- а, 5- в.
II. Изучение нового материала.
1. Определение темы урока. Учащиеся прослушивают три загадки:
*Синий мундир, белая подкладка, в середине сладка.
(Слива.)
*Над водой стоит с красной бородой. (Калина.)
* Все детки на ветках-с рожденья в беретках. С дерева упадут-береток не найдут. (Жёлуди.)
Задание: Из первого и второго слов-отгадок запишите в тетрадь 4-е буквы, из третьего-5-ю букву.
Учитель записывает на доске тему урока: «Вид, его признаки».
2. Объяснение учителем учебного материала с элементами беседы:
*Какие царства живых организмов мы изучили?
*Назовите основные группы царств растений и животных.
* Назовите представителей групп царств растений и животных.
Учитель: Для того чтобы разобраться с огромным количеством растений и животных, их по определённым признакам разбили на группы, т. е. классифицировали. Карл Линней (1707-1778)-шведский учёный, который произвёл классификацию растений и животных. Заслуга К. Линнея состоит в том, что растения и животные получили имя и «фамилию». Все двойные названия являются названиями различных видов растений и животных. (Учащимся демонстрируются гербарные растения, коллекция ракушек.)
• Можно ли отличить разные виды друг от друга?
• Какими признаками характеризуются виды?
На основании вышесказанного даётся определение понятия «вид», которое записывается в тетрадь.
III. Закрепление знаний.
1. Работа в группах: выполнение заданий с последующим обсуждением результатов.
Задание 1-й группе: Рассмотрите предложенную коллекцию насекомых, определите, чем отличаются виды насекомых друг от друга.
Задание 2-й группе:Рассмотрите предложенные гербарные материалы, определите, сколько видов растений представлено в гербарии.
2. Выполнение и проверка тестового задания.
А. Вид состоит из:
а) близких по строению родов;
б) особей, сходных по строению и дающих плодовитое потомство;
в) оба ответа неверны.
Б. Смородина красная и смородина чёрная относятся к:
а) разным видам;
б) одному виду;
в) оба ответа неверны.
В. Особи одного вида характеризуются следующими признаками:
а) занимают одну территорию и способны давать плодовитое потомство;
б) обладают сходным внешним и внутренним строением и обитают в сходных условиях;
в) все ответы верны.
Г. Ареалом называется:
а) условия среды, в которых обитает вид;
б) территория, занимаемая видом;
в) все ответы верны.
Д. Близкие по строению виды объединяются в:
а) семейства; б) роды; в) царства.
Ответы: А - б; Б - а; В - в; Г - б; Д - б.
IV.Рефлексия «Острова».
Учащимся предлагается отметить своё эмоциональное состояние на уроке: нарисовать кораблик возле соответствующего «острова».
V. Домашнеезадание:§ 19, повторить § 9 и § 15.
Тема урока:«Сообщества живых организмов»
Цели:сформировать у учащихся представление о биоценозе; раскрыть разнообразные взаимосвязи и взаимоотношения организмов; научить составлять цепи питания.
Прогнозируемый результат урока:
1)ученики характеризуют связи организмов в сообществе;
2) устанавливают пищевые и непищевые связи живыхорганизмов;
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.