Сообщества живых организмов. Вид, его признаки, страница 7

7. Какой хищный зверь любит малину? (Медведь.)

Август

1. Какие звери летают? (Летучие мыши, белка-летяга.)

2.Когда и как летают пауки? (В осенние дни, на паутине.)

3. Как узнать о приближении дождя, наблюдая за муравейником? (Муравьи прячутся в муравейник.)

4. Чем питается стрекоза? (Насекомыми.)

5. Где летом лучше всего наблюдать следы птицы? (По берегам рек на грязи.)

6. Отгадайте загадку: никто не пугает, а вся дрожит. (Осина).

7. Что за трава, которую слепые знают? (Крапива.)

Осенний тур

Сентябрь

1.С какого дня начинается осень? (С 21 сентября.)

2. У какого животного осенью в листопад рождаются детёныши? (У зайчихи, поэтому их называют «листопадни-ками».)

3. Сидит-зеленеет, летит-пожелтеет, падает-почернеет. О чём идёт речь? (О листве.)

4. Отгадайте загадку: на бегу, на яру стоит старичок-бурый колпачок. (Гриб-боровик.)

5. Листья каких деревьев краснеют осенью? (Рябина, осина, клён.)

6. Не зверь, не птица, и нос, как спица,-кто это? (Комар.)

Октябрь

1. Куда зайцу бежать удобней-с горы или в гору? (В гору-передние ноги у него короткие; с горы катится кубарем.)

2.Сколько ног у паука, жука? (Восемь, шесть.)

3. Куда исчезают на зиму лягушки? (Уходят под воду, в тину.)

4. Как готовятся к зиме муравьи? (Закрывают все входы-выходы и собираются в кучу.)

5. Не рыбак, а сети расставляет — кто это? (Паук.)

6. Самый рогатый житель леса? (Лось.)

Ноябрь

1. Где раки зимуют? (В норах по берегам рек и озёр.)

2.Что такое «кузница» дятла? (Дерево, в щель которого птица засовывает шишку и долбит её.)

3. Тощим или жирным ложится медведь в берлогу? (Жирным.)

4. Что значит «волка ноги кормят»? (Волк догоняет добычу.)

5.Отгадайте загадку: на пеньках растут в лесу, как веснушки на носу? (Опята.)

6. Хвост-коротышка, одежда в два цвета, на зиму и лето-кто это? (Заяц.)

7. Почему птицы улетают в тёплые края? (Голодно, холодно.)

Зимний тур

Декабрь

1. С какого дня начинается зима? (С 22 декабря, самого короткого дня в году.)

2. Растёт ли дерево зимой? (Нет.)

3. Какие птицы ночуют, зарывшись в снег? (Тетерева, глухари, рябчики.)

4. Какого маленького зверька не ест лиса? (Землеройку-из-за мускусного запаха.)

5. След какого хищного зверя похож на человеческий? (Медведя.)

6. Бежит по снегу, а следу нету-что это? (Ветер.)

Январь

1. Почему заготовленные зимой дрова ценятся больше, чем заготовленные летом? (Они суше: зимой нет сокодвижения.)

2. Как по пню можно определить возраст дерева? (По кругам древесины.)

3. Что зимой ест жаба? (Ничего, она спит.)

4. Куда на зиму исчезают летучие мыши? (Спят в дуплах, на чердаках.)

5. Все ли зайцы белые зимой? (Беляки белые, русаки серые.)

6. Какие птицы выводят птенцов в январе? (Клесты.)

7. Летом гуляет, зимой отдыхает — о каких зверях идёт речь? (Медведь, барсук, ёж.)

Февраль

1. Какой зверёк всю проводит зиму вниз головой? (Летучая мышь.)

2.Какую пользу приносят синицы зимой? (Поедают личинок насекомых в трещинах деревьев.)

3. Какая птица достаёт себе пищу, ныряя в воду под лёд? (Оляпка.)

4. Отгадайте загадку: в избе мёрзнут, а на улице нет. (Окна.)

5. Весной веселит, летом охлаждает, осенью питает, зимой согревает-что это? (Лес.)

6. Где раньше начинает таять снег: в лесу или городе? (В городе, там он грязный.)

7. Чем выкармливает клёст зимой своих птенцов? (Семенами хвойных.)

IV.  Рефлексия.

Учащимся предлагается оценить, насколько им комфортно работалось в группе, степень товарищеской взаимопомощи.

V. Домашнее задание: § 24,  § 25.

Тема урока: Живые организмы весной в различных экосистемах

(урок-экскурсия)

Цели: способствовать формированию у учащихся практических навыков наблюдений за живыми объектами живой природы весной с целью их описания; систематизировать материал, выполнить отчёты; познакомить с видовым разнообразием в окрестностях школы; расширить представление учащихся о взаимосвязи организма с условиями окружающей среды.

Оборудование: тетради, ручки, карандаши.

Проведение экскурсии