7. Какой хищный зверь любит малину? (Медведь.)
Август
1. Какие звери летают? (Летучие мыши, белка-летяга.)
2.Когда и как летают пауки? (В осенние дни, на паутине.)
3. Как узнать о приближении дождя, наблюдая за муравейником? (Муравьи прячутся в муравейник.)
4. Чем питается стрекоза? (Насекомыми.)
5. Где летом лучше всего наблюдать следы птицы? (По берегам рек на грязи.)
6. Отгадайте загадку: никто не пугает, а вся дрожит. (Осина).
7. Что за трава, которую слепые знают? (Крапива.)
Осенний тур
Сентябрь
1.С какого дня начинается осень? (С 21 сентября.)
2. У какого животного осенью в листопад рождаются детёныши? (У зайчихи, поэтому их называют «листопадни-ками».)
3. Сидит-зеленеет, летит-пожелтеет, падает-почернеет. О чём идёт речь? (О листве.)
4. Отгадайте загадку: на бегу, на яру стоит старичок-бурый колпачок. (Гриб-боровик.)
5. Листья каких деревьев краснеют осенью? (Рябина, осина, клён.)
6. Не зверь, не птица, и нос, как спица,-кто это? (Комар.)
Октябрь
1. Куда зайцу бежать удобней-с горы или в гору? (В гору-передние ноги у него короткие; с горы катится кубарем.)
2.Сколько ног у паука, жука? (Восемь, шесть.)
3. Куда исчезают на зиму лягушки? (Уходят под воду, в тину.)
4. Как готовятся к зиме муравьи? (Закрывают все входы-выходы и собираются в кучу.)
5. Не рыбак, а сети расставляет — кто это? (Паук.)
6. Самый рогатый житель леса? (Лось.)
Ноябрь
1. Где раки зимуют? (В норах по берегам рек и озёр.)
2.Что такое «кузница» дятла? (Дерево, в щель которого птица засовывает шишку и долбит её.)
3. Тощим или жирным ложится медведь в берлогу? (Жирным.)
4. Что значит «волка ноги кормят»? (Волк догоняет добычу.)
5.Отгадайте загадку: на пеньках растут в лесу, как веснушки на носу? (Опята.)
6. Хвост-коротышка, одежда в два цвета, на зиму и лето-кто это? (Заяц.)
7. Почему птицы улетают в тёплые края? (Голодно, холодно.)
Зимний тур
Декабрь
1. С какого дня начинается зима? (С 22 декабря, самого короткого дня в году.)
2. Растёт ли дерево зимой? (Нет.)
3. Какие птицы ночуют, зарывшись в снег? (Тетерева, глухари, рябчики.)
4. Какого маленького зверька не ест лиса? (Землеройку-из-за мускусного запаха.)
5. След какого хищного зверя похож на человеческий? (Медведя.)
6. Бежит по снегу, а следу нету-что это? (Ветер.)
Январь
1. Почему заготовленные зимой дрова ценятся больше, чем заготовленные летом? (Они суше: зимой нет сокодвижения.)
2. Как по пню можно определить возраст дерева? (По кругам древесины.)
3. Что зимой ест жаба? (Ничего, она спит.)
4. Куда на зиму исчезают летучие мыши? (Спят в дуплах, на чердаках.)
5. Все ли зайцы белые зимой? (Беляки — белые, русаки — серые.)
6. Какие птицы выводят птенцов в январе? (Клесты.)
7. Летом гуляет, зимой отдыхает — о каких зверях идёт речь? (Медведь, барсук, ёж.)
Февраль
1. Какой зверёк всю проводит зиму вниз головой? (Летучая мышь.)
2.Какую пользу приносят синицы зимой? (Поедают личинок насекомых в трещинах деревьев.)
3. Какая птица достаёт себе пищу, ныряя в воду под лёд? (Оляпка.)
4. Отгадайте загадку: в избе мёрзнут, а на улице нет. (Окна.)
5. Весной веселит, летом охлаждает, осенью питает, зимой согревает-что это? (Лес.)
6. Где раньше начинает таять снег: в лесу или городе? (В городе, там он грязный.)
7. Чем выкармливает клёст зимой своих птенцов? (Семенами хвойных.)
IV. Рефлексия.
Учащимся предлагается оценить, насколько им комфортно работалось в группе, степень товарищеской взаимопомощи.
V. Домашнее задание: § 24, § 25.
Тема урока: Живые организмы весной в различных экосистемах
(урок-экскурсия)
Цели: способствовать формированию у учащихся практических навыков наблюдений за живыми объектами живой природы весной с целью их описания; систематизировать материал, выполнить отчёты; познакомить с видовым разнообразием в окрестностях школы; расширить представление учащихся о взаимосвязи организма с условиями окружающей среды.
Оборудование: тетради, ручки, карандаши.
Проведение экскурсии
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.