*Учащимся предлагается завершить предложения и ответить на вопросы:
*К факторам живой природы относятся ... .
*К факторам неживой природы относятся ... .
*Какие среды обитания живых организмов вы знаете?
*Назовите три вида организмов, живущих в водной среде, и черты их приспособления к этой среде.
*Наука, изучающая взаимосвязь живых организмов со средой обитания, -это... .
*Что необходимо для существования любой экосистемы?
*Что необходимо для поддержания круговорота веществ?
*Творческое задание (работа в группах): нарисовать экологический знак, призывающий к бережному отношению к природе, с последующим представлением результатов труда всему классу.
VI. Рефлексия.
Учащимся предлагается оценить себя, свою работу на уроке, сказать, что полезного они для себя узнали.
VII. Домашнее задание: § 21.
Тема урока: Пресноводная экосистема- озеро
Цели:показать закономерность расселения живых организмов в озере, связи между организмами; сравнить искусственную экосистему с природной.
Прогнозируемый результат урока:
1) ученики знают характерные черты пресноводной экосистемы «озеро»;
2) называют обитателей различных экологических зон озера;
3) умеют определять черты приспособлений водных организмов к среде их обитания;
4) умеют отличать водные организмы от наземных организмов;
5) сравнивают искусственную экосистему «аквариум» с природной экосистемой «озеро».
Оборудование: магнитная доска, карточки с изображением живых организмов пресноводной экосистемы «озеро».
Ход урока
I. Проверка знаний.
1. Работа учащихся по карточкам.
Задание: Охарактеризуйте экосистему аквариума по плану:
а) среда обитания обитателей аквариума;
б) абиотические факторы, влияющие на них;
в) типы связей живых организмов друг с другом;
г) условия, необходимые для существования данной экосистемы длительное время (свой ответ обоснуйте).
2. Самостоятельное решение учащимися биологических задач в парах по предложенным текстам (чтение, обсуждение, обмен мнениями). Выборочная проверка ответов у нескольких учащихся.
Биологические задачи
В аквариуме находятся личинки стрекозы, прудовики, жуки-плавунцы и растение элодея канадская.
Задание:Определите условия, которые: а) необходимы для жизни элодеи; б) необязательны для её роста и развития; в) необходимы всем обитателям аквариума.
***
Весенняя вода прервала зимний сон ежа. Зацвели первые весенние цветы: фиолетовая перелеска, ветреница. Греются на полянах, на склонах холмов змеи и ящерицы. Живо снуют по муравейнику после зимнего оцепенения хлопотливые муравьи. Дружно взялись они за ремонт своего жилья. Муравейник-это небоскрёб для насекомых. В нём около 50 этажей,половина из которых расположена под землёй. Южная его сторона пологая, а северная-более крутая. Муравьи всегда строят своё жилье с южной стороны дерева, пня или куста, где больше солнечного тепла. Муравьи уничтожают гусениц, жуков-долгоносиков, комаров, мух и других вредителей.
Задание: Определите условия среды, которые необходимы для жизни муравьев, и условия, необязательные для этих насекомых.
II. Актуализация знаний.
Беседа с учащимися по вопросу: «Чем искусственная экосистема "аквариум" отличается от естественной экосистемы "озеро"?».
III. Изучение нового материала.
1. Объяснение учителем зон пресноводной экосистемы «озеро» (с демонстрацией их на рисунке-схеме).
2. Проведение дидактической групповой игры «Обитатели моего конверта». Класс делится на три группы. Каждая группа получает конверт с карточками с изображениями живых организмов озера.
Учитель: Разные зоны озера заселяют определённые живые организмы. Вам сейчас предстоит «выпустить» из своих конвертов обитателей озера на волю, поместив их в родные места проживания. (Карточки прикрепляются на рисунок-схему озера магнитом.)
3. Объяснение учителем взаимоотношений обитателей экосистемы «озеро» с составлением цепей питания из организмов, населяющих зоны водоёма.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.