Сообщества живых организмов. Вид, его признаки, страница 4

*Учащимся предлагается завершить предложения и ответить на вопросы:

*К факторам живой природы относятся ... .

*К факторам неживой природы относятся ... .

*Какие среды обитания живых организмов вы знаете?

*Назовите три вида организмов, живущих в водной среде, и черты их приспособления к этой среде.

*Наука, изучающая взаимосвязь живых организмов со средой обитания, -это... .

*Что необходимо для существования любой экосистемы?

*Что необходимо для поддержания круговорота веществ?

*Творческое задание (работа в группах): нарисовать экологический знак, призывающий к бережному отношению к природе, с последующим представлением результатов труда всему классу.

VI. Рефлексия.

Учащимся предлагается оценить себя, свою работу на уроке, сказать, что полезного они для себя узнали.

VII. Домашнее задание: § 21.

Тема урока: Пресноводная экосистема- озеро

Цели:показать закономерность расселения живых организмов в озере, связи между организмами; сравнить искусственную экосистему с природной.

Прогнозируемый результат урока:

1) ученики знают характерные черты пресноводной экосистемы «озеро»;

2) называют обитателей различных экологических зон озера;

3) умеют определять черты приспособлений водных организмов к среде их обитания;

4) умеют отличать водные организмы от наземных организмов;

5) сравнивают искусственную экосистему «аквариум» с природной экосистемой «озеро».

Оборудование: магнитная доска, карточки с изображением живых организмов пресноводной экосистемы «озеро».

Ход   урока

I. Проверка знаний.

1. Работа учащихся по карточкам.

Задание: Охарактеризуйте экосистему аквариума по плану:

а) среда обитания обитателей аквариума;

б) абиотические факторы, влияющие на них;

в) типы связей живых организмов друг с другом;

г) условия, необходимые для существования данной экосистемы длительное время (свой ответ обоснуйте).

2. Самостоятельное решение учащимися биологических задач в парах по предложенным текстам (чтение, обсуждение, обмен мнениями). Выборочная проверка ответов у нескольких учащихся.

Биологические  задачи

В аквариуме находятся личинки стрекозы, прудовики, жуки-плавунцы и растение элодея канадская.

Задание:Определите условия, которые: а) необходимы для жизни элодеи; б) необязательны для её роста и развития; в) необходимы всем обитателям аквариума.

                                              ***

Весенняя вода прервала зимний сон ежа. Зацвели первые весенние цветы: фиолетовая перелеска, ветреница. Греются на полянах, на склонах холмов змеи и ящерицы. Живо снуют по муравейнику после зимнего оцепенения хлопотливые муравьи. Дружно взялись они за ремонт своего жилья. Муравейник-это небоскрёб для насекомых. В нём около 50 этажей,половина из которых расположена под землёй. Южная его сторона пологая, а северная-более крутая. Муравьи всегда строят своё жилье с южной стороны дерева, пня или куста, где больше солнечного тепла. Муравьи уничтожают гусениц, жуков-долгоносиков, комаров, мух и других вредителей.

Задание: Определите условия среды, которые необходимы для жизни муравьев, и условия, необязательные для этих насекомых.

II. Актуализация знаний.

Беседа с учащимися по вопросу: «Чем искусственная экосистема "аквариум" отличается от естественной экосистемы "озеро"?».

III. Изучение нового материала.

1. Объяснение учителем зон пресноводной экосистемы «озеро» (с демонстрацией их на рисунке-схеме).

2. Проведение дидактической групповой игры «Обитатели моего конверта». Класс делится на три группы. Каждая группа получает конверт с карточками с изображениями живых организмов озера.

Учитель: Разные зоны озера заселяют определённые живые организмы. Вам сейчас предстоит «выпустить» из своих конвертов обитателей озера на волю, поместив их в родные места проживания. (Карточки прикрепляются на рисунок-схему озера магнитом.)

3. Объяснение учителем взаимоотношений обитателей экосистемы «озеро» с составлением цепей питания из организмов, населяющих зоны водоёма.