Вариант № 2
1.Факторами среды являются:
а) факторы неживой природы;
б) факторы живой и неживой природы;
в) факторы живой природы.
2. К факторам живой природы относятся:
а) свет, тепло;
б) воздух, почва и влажность;
в) растения, животные, грибы, протисты и бактерии.
3. Влияние человека на живые организмы-это:
а) факторы неживой природы;
б) факторы живой и неживой природы;
в) антропогенные факторы.
4. Экосистему составляет:
а) совокупность бактерий, протистов, грибов, растений, животных, приспособленных к обитанию на определённой территории;
б) сообщество живых организмов, проживающих на определённой территории (биоценоз), вместе с их средой обитания;
в) среда обитания одного вида.
5. Примером экосистемы служит:
а) болото; б) сосновый лес; в) заливной луг; г) все ответы правильные.
6. Выберите пищевую цепь для пресноводной системы озера:
а) зелёные водоросли-улитка-лягушка -цапля;
б) жимолость-тля- пауки-синица;
в) растение-тля-пауки- лягушка-синица.
7. Продолжите цепь питания «растение-мышь-...»: а) заяц; б) змея; в) лягушка.
8.Какой фактор является определяющим для размещения растений по ярусам в экосистеме леса?
а) температура; б) температура, влажность, почва; в) свет.
9. Для Беларуси наиболее характерны экосистемы: а) лесов и болот; б) лесов; в) лесов, болот и лугов.
Ответы: 1- б, 2- в, 3 - в, 4 - б, 5- г, 6 - а, 7 - б,
8 - в, 9 - б.
II. Актуализация знаний.
Беседа с учащимися по вопросу: «Можно ли назвать человека хозяином природы?».
III. Определение темы и задач урока.
IV. Изучение нового материала.
1.Взаимосвязь человека с природой (объяснение учителя).
2.Мультимедийная презентация на тему «Значение воды в жизни человека». Беседа по вопросу: «Почему человек не может обойтись без воды?».
3.Самостоятельное изучение учащимися материала «Значение пищи для человека»(с. 106-108 в учебном пособии) с последующим ответом на вопросы учителя:
*Каково значение пищи для организма человека?
*Какие продукты питания богаты углеводами, белками?
*Почему пища человека должна быть чистой?
4.Самостоятельная работа учащихся в парах с материалом «Значение воздуха, атмосферного давления и температуры» (с. 108 в учебном пособии). Учащиеся изучают материал, составляют вопросы, задают их друг другу и отвечают на них.
5.Рассказ учителя о последствиях употребления загрязнённой воды, пищи, дыхания загрязнённым воздухом.
V.Закрепление знаний.
Игра «Природа и человек»На круглом разноцветном поле стоит юла со стрелкой. Синий цвет сектора-это «Вода», зелёный-«Пища», голубой-«Воздух». С помощью юлы определяется сектор, каждый из которых, в свою очередь, разбит ещё на 5 секторов с номерами вопросов.
Сектор «Вода»
1. Какое химическое вещество наиболее часто используют для дезинфекции водопроводной воды? (Гипохлорит натрия-«хлорка».)
2.Справедливо ли утверждение, что «чистая» вода не содержит никаких химических элементов? Почему? (Нет. Только дистиллированная вода не содержит никаких химических элементное.)
3.Какое вещество, находящееся в воде, может эффективно предотвратить кариес? (Фтор.)
4. Какой самый простой способ обеззараживания воды?(Кипячение.)
5.Сколько воды содержится в организме взрослого человека? (88 %.)
Сектор «Пища»
1. Какое насекомое чаще всего переносит микробы на своих лапках? (Муха.)
2.Мытьё рук-основной элемент личной гигиены. Назовите случаи, когда это необходимо делать. (Если гладили домашних животных, до и после туалета, если касались мусорного ведра, перед приёмом пищи и др.)
3.Какую основную сельскохозяйственную культуру Беларуси называют «вторым хлебом»? (Картофель.)
4. Почему предпочтительнее свежеприготовленная пища? (Она богаче питательными веществами и витаминами.)
5. Какое химическое вещество и для чего добавляют в пищевую соль? (Йод-для профилактики заболеваний щитовидной железы.)
Сектор «Воздух»
1. Назовите опасные вещества, выделяемые в окружающую среду автомобилем, работающим на бензине. (Угарный газ.)
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.