*В названии этого растения есть слово лес, у растения синевато-лиловыецветки, их называют подснежниками. (Пролеска.)
*Самый крупный хищный зверь лесов Беларуси. (Медведь.)
*Где на территории Беларуси обитают зубры? (В Беловежской Пуще, Березинском заповеднике.)
*Уменьшается или увеличивается с годами объём Красной книги? (К сожалению, увеличивается. Причина-хозяйственная деятельность человека.)
VI. Рефлексия.
Учащимся предлагается проанализировать стихотворение М. Левитмана:
А сколько исчезло с планеты зверья,
Растений, и это восполнить нельзя.
И если теперь не спасти нам остатки,
Мы завтра в Сахаре проснёмся, ребятки!
Вообще в экологии есть три кита:
Всеобщий природный баланс, красота
И наши ресурсы, с которых живём,-
Начав с пропитанья, кончая углём.
Всё это нам надо беречь и лелеять:
Копать осторожно, умеючи сеять,
Ловить и стрелять не подряд, а с умом:
«Что нынче посеем-то завтра пожнём».
Нельзя переделывать с ходу природу,
Она устоялась не с прошлого года.
А экосистема и биоценоз
Должны сохраняться всегда и всерьёз.
VII. Домашнее задание: § 27, § 28.
Тема урока:Обобщение и систематизация знаний
Цель:обобщить и систематизировать знания, полученные при изучении биологии.
Оборудование: магнитная доска, иллюстрации с изображением живых организмов для составления цепей питания, таблицы.
Ход урока
I.Организационный момент
Класс делится на две команды.
II. Обобщение и систематизация знаний.
Учитель: Сегодня мы посвящаем урок обобщению и систематизации тех знаний, которые вы поучили на уроке биологии. Наш уро пройдет в форме ярмарки знаний «По страницам учебника». Самое главное на ярмарке - торг и товар. Ваш товар - знания, которые вам надо выгодно «продать».
На доске вы видите названия «торговых рядов» , по которым нам предстоит пройти.
1. Разминка «Аукцион биологических терминов».
Учащиеся дают определение следующим биологическим терминам: экосистема, вид, биогеоценоз, заказник, заповедник, круговорот веществ, экология, живая и неживая природа.
При правильном объяснении термина ученик получает жетон.
2. Торговый ряд «Живая природа».
Конкурс «Ты - мне, я - тебе» (команды задают заранее подготовленные вопросы по этому разделу).
Вопросы блиц – турнира
Где на территории Беларуси обитают зубры? (В Беловежской Пуще, Березинском заповеднике.)
Это хвойное дерево после «смерти» хорошо сохраняется. На сваях из его древесины по велению Петра I построили г. Санкт-Петербург. (Лиственница.)
Какое химическое вещество и для чего добавляют в пищевую соль? (Йод-для профилактики заболеваний щитовидной железы.)
Территория, занимаемая видом(Ареал).
Продолжите цепь питания «растение-мышь-...» (заяц).
Половые клетки – это….(Гаметы).
Письменные задания на карточках
Из перечня названий организмов (медведь, дуб, белка, опята, шиповник, жаба, щука, гнилостные бактерии, капуста) выбрать «производителей», «потребителей», «разрушителей».
Напишите организмы, которые могут быть на месте пропусков в цепи питания:
Древесина→?→ дятел;
Семена→?→гадюка→аист;
кусты смородины→тля →? .
7. Торговый ряд «Человек и природа». Викторина «Экологическая этика»:
* Какие вы знаете формы охраняемых природных территорий?
* Что называют «лёгкими» нашей планеты? Почему?
* Какой самый страшный враг леса?
* Правильно ли делить всех животных и растения на полезных и вредных?
*Справедливо ли отрицательное отношение большинства людей к земноводным и пресмыкающимся? Почему?
* Почему нельзя уничтожать мухоморы в лесу?
* Можно ли вырубать в лесу все дуплистые деревья?
*Каких насекомых называют санитарами леса и почему? *Какие вы знаете деревья и кустарники, обладающие целебными свойствами?
*Почему зимой на водоёмах специально делают проруби?
III. Рефлексия.
Учащимся предлагается подумать над тем, как бы они сами оценили свои знания.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.