3) знают состав цепей питания;
4) учатся составлять цепи питания и характеризовать их.
Оборудование:магнитная доска, иллюстрации с изображением живых организмов для составления цепей питания, таблица «Природное сообщество-смешанный лес».
Ход урока
I. Проверка знаний.
Задания для письменного контроля:
1.Закончите предложения:
а) организм, имеющий только ему присущие особенности строения, называется...;
б) вид характеризуется следующими признаками: ... ;
в) территория, занимаемая видом, называется ... ;
г) родственные виды объединяются в ... ;
д) примеры видов растений: ... ;
е) примеры видов позвоночных животных: ... .
2. Напишите виды растений, имеющих разные жизненные формы: деревья, кустарники, однолетние растения.
II. Актуализация знаний.
Беседа с учащимися по вопросам:
*Могут ли животные синтезировать органические вещества из неорганических веществ?
*На какие группы делятся животные по способу питания?
* Какие организмы относятся к автотрофам и почему?
III. Изучение нового материала.
1.Прослушивание учащимися сказки с последующей беседой по вопросам:
* Взаимодействуют ли между собой живые организмы?
*Какое влияние друг на друга они оказывают?
Сказка
Жил-был мужик, и была у него корова. Сходит старик на луг, накосит корове клевера, а вечером та даёт ему молоко. Выпьет мужик молока и хвалит свою корову. Но вот однажды прилетела к нему сова и говорит:
-Дай мне, мужик, молоко попробовать, ведь я тебе помогаю: мышей ловлю, чтобы твой клевер лучше рос.
Жалко стало мужику молока. И сказал он сове:
-Я и без тебя обойдусь.
Обиделась сова иулетела к себе в лес. Обрадовались мыши, запели, заплясали и побежали разрушать шмелиные гнёзда. Негде стало жить шмелям. Собрались они и улетели на другой луг. Некому стало опылять, клевер стал вянуть ипогибать. Такую траву даже корова отказалась есть. Перестала она давать молоко. Пошёл старик на поклон к сове:
-Прости меня, сова. Прилетай ночью на луг и лови мышей, а за это мы с тобой вечером будем пить коровье молоко. Вернулась сова на луг, и стали дружно жить с мужиком, мыши исчезли, а клевер рос большой и сочный.
* О чём говорится в этой сказке? (О том, что в природе всё взаимосвязано.)
2. Разъяснение учителем понятия биоценоза-сообщества живых организмов.
3. Характеристика учителем пищевых связей живых организмов и цепей питания. Введение в тему терминов «производители», «потребители», «разрушители», «паразиты», «хищничество».
На магнитной доске учитель с помощью иллюстраций демонстрирует правильное составление цепи питания, схему которой учащиеся зарисовывают в тетрадь.
4. Групповая ролевая игра: учащиеся делятся по ролям на «производителей», «потребителей» и «разрушителей». Взявшись за руки, составляют цепи питания, меняя биологический термин на название организма.
IV.Закрепление знаний.
1. Составление цепей питания (работа в парах). При выполнении задания используются цветные иллюстрации с изображением животных и растений. Учащиеся записывают цепи питания в тетрадь, объясняют роль организмов, входящих в них.
2. Задание: Продолжите фразы (устно):
а) к производителям относятся ...;
б) по типу питания они являются ...;
в) к потребителям относятся ...;
г) по типу питания они являются ...;
д) к разрушителям относятся ...;
е) хищники - это ...;
ж) паразиты - это ... .
3. Задание:Соотнесите взаимоотношение организмов в биоценозе:
пищевые взаимодействия______________________________;
непищевые взаимодействия____________________________.
а) Грибы и бактерии разлагают отмершие растения, останки животных;
б) растительноядные животные порой становятся жертвой хищников;
в) дождевые черви участвуют в почвообразовании;
г) пчёлы опыляют цветки.
V. Домашнее задание:§ 20.
Тема урока:Среда обитания.Экологические факторы. Экосистемы
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.