Цели:сформировать у учащихся представление о среде обитания живых организмов, науке экологии, экосистеме,биологическом круговороте веществ; показать влияние экологических факторов на организм; способствовать развитию умений сравнивать, выделять существенное, формулировать определения, работать со структурно-логическими схемами.
Прогнозируемый результат урока:
1)ученики имеют понятие, что такое среда обитания организмов;
2) знают классификацию экологических факторов;
3) умеют находить приспособления организмов к среде обитания;
4) характеризуют круговорот веществ в природе;
5) формулируют определения: экосистема, среда обитания, факторы среды.
Оборудование:аквариум, магнитная доска, карточки к динамическому пособию «Круговорот веществ».
Ход урока
I.Организационный момент.
II. Проверка знаний.
1.Четырём учащимся даётся задание составить цепи питания по опорным словам: а) волк, заяц, клевер; б) аист, лягушка, кузнечик, трава; в) мышь, пшеница, кошка; г) тля, сосна, паук, божья коровка, синица, коршун.
2. Фронтальная беседа по вопросам:
*Какое значение имеют взаимодействия живых организмов в биоценозе?
*Почему растения называют «производителями», а животных - «потребителями»?
* Могут ли организмы одного вида входить в состав различных цепей питания? Приведите примеры.
*Что повлечёт за собой выпадение хотя бы одного звена из цепи питания? Приведите примеры.
* Приведите примеры непищевых взаимодействий организмов в биоценозе леса.
III. Актуализация знаний. Беседа с учащимися по вопросам:
*Что вы представляете, когда говорят «среда обитания»?
* Как взаимосвязаны компоненты живой и неживой природы?
*Что такое фотосинтез?
IV. Изучение нового материала.
1.Рассказ учителя о среде обитания иеё факторах.
Учитель: Живая природа-это совокупность всех живых организмов, населяющих нашу планету. Часть живой природы, где обитает живой организм, - это среда. Изучением взаимоотношений живых организмов друг с другом ис окружающей средой занимается наука экология. Компоненты среды, оказывающие влияние на живые организмы, называют экологическими факторами и делят на три группы. (Учитель рисует схему на доске, учащиеся-в тетради.)
Факторы живой природы (влияние живых организмов друг на друга): ель-берёза (конкуренция), волк-заяц (хищничество), рыбы-паразитические черви (паразитизм), деревья-грибы (симбиоз). (Учитель поясняет каждый пример.)
Факторы неживой природы (влияние света, температуры, влажности и других факторов на живые организмы): фотосинтез, перелёты птиц, осенняя линька у зверей, запасание еды на зиму и др.
Перед вами два комнатных растения: герань и традесканция. По каким признакам вы определите, что герань-светолюбивое растение, а традесканция-теневыносливое?(По окраске и размерам листовой пластинки.)
Воздействие человека на природу (антропогенные факторы).
Положительное |
Отрицательное |
Охрана природы |
Вырубка леса |
Создание национальных парков |
Осушение болот |
Лесопосадки |
Истребление животных |
2. Беседа «Докажите взаимосвязь конкретного организма с экологическими факторами среды, в которой он обитает (на примере крота, щуки, орла)».
3. Учитель объясняет суть экосистемы на примере аквариума с рыбками и улиткой.
4. Пояснение учителем понятия «биологический круговорот веществ».
4.1. Рассказ учителя с последующим составлением схемы «Круговорот веществ в экосистемах» (используется динамическое пособие):растения- производители органическоговещества→животные→потребители органического вещества→грибы и бактерии→разрушители остатков органических веществ.
Вопросы беседы
*Что является природной единицей круговорота веществ?
*Как возникает круговорот веществ?
*Какое главное условие его существования?
*Какова роль растений и животных в круговороте веществ?
V. Закрепление знаний.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.