Сообщества живых организмов. Вид, его признаки, страница 3

Цели:сформировать у учащихся представление о среде обитания живых организмов, науке экологии, экосистеме,биологическом круговороте веществ; показать влияние экологических факторов на организм; способствовать развитию умений сравнивать, выделять существенное, формулировать определения, работать со структурно-логическими схемами.

Прогнозируемый результат урока:

1)ученики имеют понятие, что такое среда обитания организмов;

2) знают классификацию экологических факторов;

3) умеют находить приспособления организмов к среде обитания;

4) характеризуют круговорот веществ в природе;

5) формулируют определения: экосистема, среда обитания, факторы среды.

Оборудование:аквариум, магнитная доска, карточки к динамическому пособию «Круговорот веществ».

Ход   урока

I.Организационный момент.

II. Проверка знаний.

1.Четырём учащимся даётся задание составить цепи питания по опорным словам: а) волк, заяц, клевер; б) аист, лягушка, кузнечик, трава; в) мышь, пшеница, кошка; г) тля, сосна, паук, божья коровка, синица, коршун.

2.  Фронтальная беседа по вопросам:

*Какое значение имеют взаимодействия живых организмов в биоценозе?

*Почему растения называют «производителями», а животных - «потребителями»?

* Могут ли организмы одного вида входить в состав различных цепей питания? Приведите примеры.

*Что повлечёт за собой выпадение хотя бы одного звена из цепи питания? Приведите примеры.

* Приведите примеры непищевых взаимодействий организмов в биоценозе леса.

III.  Актуализация знаний. Беседа с учащимися по вопросам:

*Что вы представляете, когда говорят «среда обитания»?

* Как взаимосвязаны компоненты живой и неживой природы?

*Что такое фотосинтез?

IV.  Изучение нового материала.

1.Рассказ учителя о среде обитания иеё факторах.

Учитель: Живая природа-это совокупность всех живых организмов, населяющих нашу планету. Часть живой природы, где обитает живой организм, - это среда. Изучением взаимоотношений живых организмов друг с другом ис окружающей средой занимается наука экология. Компоненты среды, оказывающие влияние на живые организмы, называют экологическими факторами и делят на три группы. (Учитель рисует схему на доске, учащиеся-в тетради.)

Факторы живой природы (влияние живых организмов друг на друга): ель-берёза (конкуренция), волк-заяц (хищничество), рыбы-паразитические черви (паразитизм), деревья-грибы (симбиоз). (Учитель поясняет каждый пример.)

Факторы неживой природы (влияние света, температуры, влажности и других факторов на живые организмы): фотосинтез, перелёты птиц, осенняя линька у зверей, запасание еды на зиму и др.

Перед вами два комнатных растения: герань и традесканция. По каким признакам вы определите, что герань-светолюбивое растение, а традесканция-теневыносливое?(По окраске и размерам листовой пластинки.)

              Воздействие человека на природу (антропогенные факторы).

               Положительное

                     Отрицательное

Охрана природы

Вырубка леса

Создание национальных парков

Осушение болот

Лесопосадки

Истребление животных

2. Беседа «Докажите взаимосвязь конкретного организма с экологическими факторами среды, в которой он обитает (на примере крота, щуки, орла)».

3. Учитель объясняет суть экосистемы на примере аквариума с рыбками и улиткой.

4. Пояснение учителем понятия «биологический круговорот веществ».

4.1. Рассказ учителя с последующим составлением схемы «Круговорот веществ в экосистемах» (используется динамическое пособие):растения- производители органическоговещества→животные→потребители органического вещества→грибы и бактерии→разрушители остатков органических веществ.

Вопросы беседы

*Что является природной единицей круговорота веществ?

*Как возникает круговорот веществ?

*Какое главное условие его существования?

*Какова роль растений и животных в круговороте веществ?

V. Закрепление знаний.