Сообщества живых организмов. Вид, его признаки, страница 10

2.Назовите болезни, вызываемые загрязнителями воздуха. (Бронхит, конъюнктивит, рак лёгких.)

3.Почему опасно разрушение озонового слоя земли? (Увеличение ультрафиолетового излучения вызовет учащение случаев заболевания кожи.)

4.Почему нельзя спать в комнате, где находится много растений? (Они поглощают кислород.)

5.Назовите основные источники загрязнения воздуха. (Автомобильный транспорт, промышленные выбросы.)

VI. Подведение итогов.

VII.Домашнее задание:§ 26,подготовить сообщения на темы «Охраняемые территории Беларуси», «Красная книга Беларуси».

Тема урока: Роль человека в природе, охрана живой природы

Цели: показать результаты воздействия человека на природу, необходимость рационального использования природных ресурсов; сформировать у учащихся представление о заповедных территориях и Красной книге Республики Беларусь.

Прогнозируемый результат урока:

1)ученики знают заповедные территории республики;

2) характеризуют результаты негативного воздействия хозяйственной деятельности человека на природу;

3) знают предназначение Красной книги;

4) характеризуют необходимость рационального использования природных ресурсов по схеме.

Оборудование: карта Беларуси, Красная книга Республики Беларусь, фотографии и иллюстрации о природе, мультимедийная установка.

I. Организационный момент.

II. Постановка задач урока.

III. Актуализация знаний. Беседа с учащимися по вопросам:

*Каково положительное иотрицательное воздействие человека на природу?

*Каково соотношение негативного и позитивного воздействий?

*Каковы причины исчезновения видов живых организмов?

IV. Изучение нового материала.

1.Самостоятельная работа учащихся с текстом § 27 (с. 109 в учебном пособии). Составление опорной схемы «Негативное влияние воздействия человека на природу» с последующим обсуждением результатов работы.

2. Совместная работа учителя и учащихся с выведенным на экран рисунком «Рациональное природопользование».

Рациональное природопользование

3. Сообщение учащегося с одновременной демонстрацией мультимедийной презентации на тему «Заповедные места Беларуси».

4. Сообщение учащегося с демонстрацией фотографий, иллюстраций на тему «Красная книга Республики Беларусь».

V. Закрепление и систематизация знаний.

1.Составление схемы «Заповедные территории Беларуси» по опорным словам: заповедники, заказники, национальные парки, ландшафтные, фаунистические, Беловежская Пуща, Браслав-ские озёра, Голубые озёра, Березинский заповедник и др.

2.  Интерактивная игра «Где это?».

На доске прикреплены таблички: «Национальный парк», «Заповедник», «Заказник». Учитель зачитывает вопросы-признаки, характерные для того или иного вида парка, учащиеся определяют, чей это признак, и становятся под соответствующей табличкой.

Вопросы-признаки

а) Участки суши и водных пространств, изъятые из хозяйственного использования (заповедник);

б) частичный режим охраны (заказник);

в) Беловежская Пуща (национальный парк);

г) биосферный ... (заповедник);

д) сохранение, воспроизводство и восстановление отдельных или нескольких компонентов природы и поддержание общего экологического баланса (заказник);

е) Голубые озёра (заказник);       

ё) сочетание исследовательской и хозяйственной деятельности, туризма (национальный парк);

ж) Припятский ... (национальный парк);

з) охрана природно-территориального комплекса в целом, ландшафта со всеми его компонентами(заповедник);

и) Березинский ... (заповедник).

3. Проведение блиц-опроса:

*Когда впервые в Беларуси была издана Красная книга? (В 1981 году.)

*Что означает красный цвет книги? (Цвет тревоги, пролитой крови животного.)

*Какие виды животных и растений занесены в Красную книгу? (Исчезающие, редкие, сокращающиеся, неопределённые.)

*Зверь-символ Беловежской Пущи и Беларуси. (Зубр.)

*Какое другое название есть у «медвежьего лука»? (Черемша.)

*Назовите хвойное дерево. (Демонстрируется иллюстрация, на которой изображена пихта.)