2.Назовите болезни, вызываемые загрязнителями воздуха. (Бронхит, конъюнктивит, рак лёгких.)
3.Почему опасно разрушение озонового слоя земли? (Увеличение ультрафиолетового излучения вызовет учащение случаев заболевания кожи.)
4.Почему нельзя спать в комнате, где находится много растений? (Они поглощают кислород.)
5.Назовите основные источники загрязнения воздуха. (Автомобильный транспорт, промышленные выбросы.)
VI. Подведение итогов.
VII.Домашнее задание:§ 26,подготовить сообщения на темы «Охраняемые территории Беларуси», «Красная книга Беларуси».
Тема урока: Роль человека в природе, охрана живой природы
Цели: показать результаты воздействия человека на природу, необходимость рационального использования природных ресурсов; сформировать у учащихся представление о заповедных территориях и Красной книге Республики Беларусь.
Прогнозируемый результат урока:
1)ученики знают заповедные территории республики;
2) характеризуют результаты негативного воздействия хозяйственной деятельности человека на природу;
3) знают предназначение Красной книги;
4) характеризуют необходимость рационального использования природных ресурсов по схеме.
Оборудование: карта Беларуси, Красная книга Республики Беларусь, фотографии и иллюстрации о природе, мультимедийная установка.
I. Организационный момент.
II. Постановка задач урока.
III. Актуализация знаний. Беседа с учащимися по вопросам:
*Каково положительное иотрицательное воздействие человека на природу?
*Каково соотношение негативного и позитивного воздействий?
*Каковы причины исчезновения видов живых организмов?
IV. Изучение нового материала.
1.Самостоятельная работа учащихся с текстом § 27 (с. 109 в учебном пособии). Составление опорной схемы «Негативное влияние воздействия человека на природу» с последующим обсуждением результатов работы.
2. Совместная работа учителя и учащихся с выведенным на экран рисунком «Рациональное природопользование».
Рациональное природопользование
3. Сообщение учащегося с одновременной демонстрацией мультимедийной презентации на тему «Заповедные места Беларуси».
4. Сообщение учащегося с демонстрацией фотографий, иллюстраций на тему «Красная книга Республики Беларусь».
V. Закрепление и систематизация знаний.
1.Составление схемы «Заповедные территории Беларуси» по опорным словам: заповедники, заказники, национальные парки, ландшафтные, фаунистические, Беловежская Пуща, Браслав-ские озёра, Голубые озёра, Березинский заповедник и др.
2. Интерактивная игра «Где это?».
На доске прикреплены таблички: «Национальный парк», «Заповедник», «Заказник». Учитель зачитывает вопросы-признаки, характерные для того или иного вида парка, учащиеся определяют, чей это признак, и становятся под соответствующей табличкой.
Вопросы-признаки
а) Участки суши и водных пространств, изъятые из хозяйственного использования (заповедник);
б) частичный режим охраны (заказник);
в) Беловежская Пуща (национальный парк);
г) биосферный ... (заповедник);
д) сохранение, воспроизводство и восстановление отдельных или нескольких компонентов природы и поддержание общего экологического баланса (заказник);
е) Голубые озёра (заказник);
ё) сочетание исследовательской и хозяйственной деятельности, туризма (национальный парк);
ж) Припятский ... (национальный парк);
з) охрана природно-территориального комплекса в целом, ландшафта со всеми его компонентами(заповедник);
и) Березинский ... (заповедник).
3. Проведение блиц-опроса:
*Когда впервые в Беларуси была издана Красная книга? (В 1981 году.)
*Что означает красный цвет книги? (Цвет тревоги, пролитой крови животного.)
*Какие виды животных и растений занесены в Красную книгу? (Исчезающие, редкие, сокращающиеся, неопределённые.)
*Зверь-символ Беловежской Пущи и Беларуси. (Зубр.)
*Какое другое название есть у «медвежьего лука»? (Черемша.)
*Назовите хвойное дерево. (Демонстрируется иллюстрация, на которой изображена пихта.)
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.