IV. Закрепление знаний.
Беседа с учащимися по вопросам:
*Назовите 3 вида обитателей озера, укажите особенности их приспособления к жизни в водной среде.
*Сравните экосистемы «озеро» и «аквариум». В чём их отличие и сходство?
*Какие связи существуют между организмами в водных экосистемах? Приведите примеры.
V. Домашнее задание: § 22, подготовить стихи о лесе.
Тема урока: Наземная экосистема-лес
Цели: расширить представление учащихся о наземной экосистеме «лес», ярусном распределении растений; раскрыть значение леса; продолжить формирование умения составлять цепи питания.
Прогнозируемый результат урока:
1) ученики знают характерные черты наземной экосистемы «лес» и ярусного распределения растений в данной экосистеме;
2) осознают значение леса, знакомы с правилами поведения в лесу;
3) составляют цепи питания в лесной экосистеме;
4) выполняют творческие задания.
Оборудование: таблица «Ярусная структура леса», карточки с изображениями живых организмов для составления цепей питания лесной экосистемы, экологические знаки, биологическое лото, физическая карта Беларуси, магнитная доска.
Ход урока
I. Актуализация знаний.
Беседа с учащимися по вопросам:
* Какие леса вы знаете?
* Почему на территории Беларуси произрастают разные леса?
II. Определение задач урока.
III. Изучение нового материала.
Игра «Путешествие по лесной тропе»
1. Мультимедийная презентация о лесах Беларуси.
2. Станция «Поэтическая»: учащиеся читают стихи о лесе.
3. Станция «Ярусы леса»: разбор учебного материала по таблице.
Вопросы для беседы с учащимися:
*Когда вы находитесь в лесу, что вас окружает?
* Какие ярусы выделяют в лесу?
* В какой последовательности располагаются ярусы?
* На чём основано ярусное расположение растений в лесу?
4. Станция «Значение леса»: самостоятельная работа учащихся с текстом учебника (с. 94 в учебном пособии). Составление таблицы «Значение леса» (проверяется выборочно у трёх учащихся).
5. Станция «Человек лесу друг или враг?»: обсуждение правил поведения в лесу с использованием экологических знаков.
6. Станция «Цепи питания в лесу»: класс делится на четыре группы, каждая из которых составляет цепи питания по заданным словам.
1-я группа:жук-короед, ястреб, кора деревьев, дятел.
2-я группа:гусеница, муравьи, листья дерева.
3-я группа: хищная птица, сойка, жёлудь дуба.
4-я группа: улитка, лягушка, ягоды земляники, уж.
7. Станция «Игровая».
7.1. Учащимся предлагается отгадать загадки о деревьях:
* Дерево-долгожитель, живёт до 2000 лет. (Дуб.)
* Древесина этого дерева изменяет окраску, как хамелеон: срубленное-оно краснеет, подсохшее-становится нежно-розового цвета. Кора всегда гладкая, на ней нет трещин. Почки, побеги, молодые листья у этого дерева-мелкие. (Ольха.)
* Листья этого дерева похожи на сердечки. Взрослое дерево даёт до 2 кг мёда.(Липа.)
* А цветок-то-медок, лечит от гриппа, кашля и хрипа. (Липа.)
* Это хвойное дерево после «смерти» хорошо сохраняется. На сваях из его древесины по велению Петра I построили г. Санкт-Петербург. (Лиственница.)
* Что летом и зимой в рубашке одной? (Ель, сосна.)
7.2. Биологическое лото «Определи дерево по листьям и плодам».
7.3. Игра «Узнай деревья по коре» (по отрезкам ствола ели, сосны, берёзы, дуба).
8. Станция «Любимое дерево»: составление рекламы.
Примеры рекламы дерева
Берёза-самое красивое дерево. Подойдите к нему, обнимите его-и вы будете красивыми и счастливыми.
Посетите моё дерево, только оно укроет вас от дождя! (Ель.)
Только моё дерево пахнет рекой! Только моё дерево так нежно ласкает ветвями! (Ива.)
Посмотрите на моё дерево, в какой оно прекрасной форме! Какие у него душистые цветочки! Приходите, отдохните под моим деревом! (Липа.)
IV.Рефлексия.
Учащимся предлагается дописать предложения: «Лес для меня-это...», «Лес для государства-это...».
V.Домашнеезадание: § 23; класс делится на 4 группы, каждая из которых готовит загадки, стихи, пословицы о порах года.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.