Сообщества живых организмов. Вид, его признаки, страница 5

IV.  Закрепление знаний.

Беседа с учащимися по вопросам:

*Назовите 3 вида обитателей озера, укажите особенности их приспособления к жизни в водной среде.

*Сравните экосистемы «озеро» и «аквариум». В чём их отличие и сходство?

*Какие связи существуют между организмами в водных экосистемах? Приведите примеры.

V. Домашнее задание: § 22, подготовить стихи о лесе.

Тема урока: Наземная экосистема-лес

Цели: расширить представление учащихся о наземной экосистеме «лес», ярусном распределении растений; раскрыть значение леса; продолжить формирование умения составлять цепи питания.

Прогнозируемый результат урока:

1) ученики знают характерные черты наземной экосистемы «лес» и ярусного распределения растений в данной экосистеме;

2) осознают значение леса, знакомы с правилами поведения в лесу;

3) составляют цепи питания в лесной экосистеме;

4) выполняют творческие задания.

Оборудование: таблица «Ярусная структура леса», карточки с изображениями живых организмов для составления цепей питания лесной экосистемы, экологические знаки, биологическое лото, физическая карта Беларуси, магнитная доска.

Ход   урока

I. Актуализация знаний.

Беседа с учащимися по вопросам:

* Какие леса вы знаете?

* Почему на территории Беларуси произрастают разные леса?

II. Определение задач урока.

III. Изучение нового материала.

Игра «Путешествие по лесной тропе»

1. Мультимедийная презентация о лесах Беларуси.

2. Станция «Поэтическая»: учащиеся читают стихи о лесе.

3. Станция «Ярусы леса»: разбор учебного материала по таблице.

Вопросы для беседы с учащимися:

*Когда вы находитесь в лесу, что вас окружает?

* Какие ярусы выделяют в лесу?

* В какой последовательности располагаются ярусы?

* На чём основано ярусное расположение растений в лесу?

4. Станция «Значение леса»: самостоятельная работа учащихся с текстом учебника (с. 94 в учебном пособии). Составление таблицы «Значение леса» (проверяется выборочно у трёх учащихся).

5. Станция «Человек лесу друг или враг?»: обсуждение правил поведения в лесу с использованием экологических знаков.

6. Станция «Цепи питания в лесу»: класс делится на четыре группы, каждая из которых составляет цепи питания по заданным словам.

1-я группа:жук-короед, ястреб, кора деревьев, дятел.

2-я группа:гусеница, муравьи, листья дерева.

3-я группа: хищная птица, сойка, жёлудь дуба.

4-я группа: улитка, лягушка, ягоды земляники, уж.

7. Станция «Игровая».

7.1. Учащимся предлагается отгадать загадки о деревьях:

* Дерево-долгожитель, живёт до 2000 лет. (Дуб.)

* Древесина этого дерева изменяет окраску, как хамелеон: срубленное-оно краснеет, подсохшее-становится нежно-розового цвета. Кора всегда гладкая, на ней нет трещин. Почки, побеги, молодые листья у этого дерева-мелкие. (Ольха.)

* Листья этого дерева похожи на сердечки. Взрослое дерево даёт до 2 кг мёда.(Липа.)

* А цветок-то-медок, лечит от гриппа, кашля и хрипа. (Липа.)

* Это хвойное дерево после «смерти» хорошо сохраняется. На сваях из его древесины по велению Петра I построили г. Санкт-Петербург. (Лиственница.)

* Что летом и зимой в рубашке одной? (Ель, сосна.)

7.2.  Биологическое лото «Определи дерево по листьям и плодам».

7.3. Игра «Узнай деревья по коре» (по отрезкам ствола ели, сосны, берёзы, дуба).

8. Станция «Любимое дерево»: составление рекламы.

Примеры рекламы дерева

Берёза-самое красивое дерево. Подойдите к нему, обнимите его-и вы будете красивыми и счастливыми.

Посетите моё дерево, только оно укроет вас от дождя! (Ель.)

Только моё дерево пахнет рекой! Только моё дерево так нежно ласкает ветвями! (Ива.)

Посмотрите на моё дерево, в какой оно прекрасной форме! Какие у него душистые цветочки! Приходите, отдохните под моим деревом! (Липа.)

IV.Рефлексия.

Учащимся предлагается дописать предложения: «Лес для меня-это...», «Лес для государства-это...».

V.Домашнеезадание: § 23; класс делится на 4 группы, каждая из которых готовит загадки, стихи, пословицы о порах года.