Стратегический менеджмент
Конспект лекций
4.09.99
Стратегическое управление – управление, направленное на прогнозирование ситуаций в будущем.
Основные этапы цикла стратегического управления.
Орг. Структура
Мотив Цель Разработка стратегии Реализация стратегии Корректировка
Ан. внутр. среды портфель стратегий орг. структура
Анализ внутр. факторов
I. Миссия – филосовское понятие предназначения, смысла существования организации в отличие от других их подобных.
II. Цели – конкретное состояние отдельных характеристик организации, на достижение которых направлена ее деятельность.
Цели могут быть:
1) краткосрочные (до 1 г)
2) среднесрочные (1,5 г)
3) долгосрочные (3 г)
4) стратегические (часто приравнивается к долгосрочным)
Требования к целям:
1. выполнимые
2. понятные
3. измеримые
4. взаимосвязанные
III. Стратегия – путь развития организации; долгосрочное, качественно определенное направление развития организации, касающееся средств и формы ее деятельности, а также сферы приложения усилий труд. коллектива.
Разработка стратегии подразумевает:
– анализ внешней среды
– анализ внутренней среды
Структуру организации определяет:
– стратегия
– технология
– цель
IV. Реализация стратегии осуществляется в 4 этапа:
1. планирование
2. организация
3. структурирование
4. контроль
Под реализацией стратегии подразумевается:
1. создание организационной структуры
· предприним-я
· функциональная (средний, малый бизнес)
· дивизиональная, матричная (наличие n-н6ого количества проектов)
2. организационная культура
V. Этап корректировки – сравнение результата с целью и определение степени отклонений. Ошибка м.б. на любом этапе, кроме этапа I – «миссия». Изменение миссии может повлечь за собой перерегистрацию организации.
Стратегическое управление – управление организацией, которое опирается на человеческий потенциал, как основа организации, ориентирует свою деятельность на потребителей, осуществляет гибкое регулирование и своевременное изменение в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что приводит к возможности выжить и достичь поставленных целей в долгосрочной перспективе.
9.09.99
Общая характеристика стратегического управления.
Сущность стратегического управления заключается в установлении динамического взаимодействия с окружающей средой с целью воплощения миссии организации в жизнь.
Этапы развития стратегического управления:
1. 60 – 70 гг. Этап связан с составлением долгосрочных планов, которые позволяли правильно распределять ресурсы во времени в зависимости от приоритетов.
2. 70 гг. Под стратегическим управлением понимается правильная ориентация бизнеса организации (сфера деятельности, прибыльные товары и т.д.).
3. Наше время. Установление динамического взаимодействия с внешней средой.
Сравнительная таблица оперативного и стратегического управления.
Характеристика |
Оперативное управление |
Стратегическое управление |
1. Миссия и назначение |
Производство товаров (услуг) с целью получения прибыли |
Выживание в долгосрочной перспективе посредством установления динамического баланса с внешней средой. |
2. Объект концентрации внимания менеджмента |
Взгляд внутрь организации, поиск путей более эффективного использования ресурсов. |
Взгляд вне организации, поиск новых возможностей в конкурентной борьбе, адаптация к внешней среде. |
3. Учёт фактора времени. |
Среднесрочная, краткосрочная перспектива. |
Долгосрочная перспектива. |
4. Основы построения системы управления |
Функции и организационные структуры, правила и процедуры |
Люди, системы информационного обеспечения, рынок |
5. Подход к управлению персоналом |
Персонал – один из ресурсов, исполнители отдельных работ и функций |
Персонал – основа организации, её главная ценность и источник благополучия |
6. Критерий эффективности |
Прибыльность, рациональное использование ресурсов |
Своевременность и точность реакции на изменения внешней среды |
Конкурентные преимущества.
Процесс стратегического управления должен обеспечить организации конкурентные преимущества, т.е. потребитель должен быть готов заплатить требуемые деньги и выбрать именно наш товар, а не сходный у конкурентов.
Виды конкурентных преимуществ:
· Ценовая характеристика товара;
· Дифференциация (отличительные особенности);
· Положение на рынке.
Стратегии и их определение.
Стратегии, пути формирования.
В области обработки стратегии организация руководствуется следующими вариантами деятельности:
1. Лидерство с минимизацией издержек.
2. Специализация в производстве продукции.
3. Фиксация на определённом сегменте рынка.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.