Стратегический менеджмент. Конспект лекций, страница 2

В основу стратегии закладываются решения, принимаемые по: продукту, рынку, отрасли, положению фирмы в отрасли и технологии. Возникает следующая классификация (Механский «Стратегическое управление»):

·  Концентрированный рост

·  Интегрированный рост (интеграция может быть прямая и обратная)

·  Дифференцированный рост

·  Конгломеративный рост

Варианты прекращения деятельности:

·  Ликвидация

·  Сокращение

11.09.99

Определение миссии и цели.

    - Определить характеристики товара и сформировать образ фирмы (взгляды потребителей) .

Взгляды собственников определяются на собрании  акционеров (маркетинговые исследования, …, => вариант развития), учитывая отношение к предыдущим целям, => все это должно быть  отображено в постановке миссии (зависит от сферы деятельности фирмы, от формулировки потребности клиента (+ оговоренный способ удовлетворения ), - но не детальное описание ,а качественное определение (“новейшие технологии в нашей области”, например).

Все вместе учитывает и сформировывает миссию.

Все предположения, проблемы решаются через формулировку соответствующей миссии.

При формировании миссии рассматриваются взгляды потенциальных носителей философии организации:

–   потребители

–   сотрудники

–   руководители

–   собственники

Философия формулируется с учетом:

- истории фирмы

- существующего стиля работы

- состояния внешней среды

- отличительных особенностей организации

- культуры общества в стране базирования

ð  Миссия – пожизненная цель организации (не приемлет никаких ограничений).

Цели ранжируются по направлениям.

Все начинается с маркетинговых исследований.

Рынок =>производство =>организационные цели=>оценка в денежном эквиваленте.

К целям предъявляется ряд требований: цели должны быть конкретными, достижимыми, соизмеримыми.

Метод управления по целям персонала (MBO) –management by objectives: сотрудники устанавливают себе цели в обоюдном согласии с руководством. Цели подчиненных зависят от цели руководителя. Все цели в организации являются взаимоподдерживающими и взаимосвязанными.

Анализ внешней среды.

Для определения конкурентного преимущества страны (отрасли) существует ряд факторов (детерминанты), которые необходимо отслеживать:

1. стратегия организаций , их структура  и соперничество;

2. параметры спроса  (тот уровень, который потребители задают своим производителям);

3. нематериальные и материальные условия в стране базирования

4. родственные и поддерживающие отрасли (ВПК<= запчасти)

Отраслевой кластер – неформальное сообщество отраслевых и других смежных организаций, характеризующихся способностью взаимоусиления.       

Концепция движущих сил отрасли.

Для правильного определения направленности и интенсивности изменений внутри отрасли, выделяют движущие силы и далее составляют тенденции их развития.

Например:

-изменения в долгосрочном темпе роста;

-изменение параметров сегментов потребителей;

-изобретение новых продуктов – аналогов.

5 сил Портера.

Анализ конкуренции на основе пяти сил Портера.


18.09.99

СТРАТЕГИИ И ИХ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Стратегия – путь достижения цели.

Существуют различные классификации стратегий.

Основная из них  -  существование основной стратегии и вокруг нее базисные стратегии. Стратегии касающееся товара или бизнес единиц образуют портфель стратегий.

Области обработки стратегии

Организация, определяясь со стратегией, обычно руководствуется следующими вариантами своей деятельности:

1.  лидерство с минимизацией издержек

2.  специализация в производстве продукции

3.  фиксация на определенном сегменте рынка

Исходя из данного подхода, закладывая в основу стратегические решения, принимаемые по производству, рынку, отрасли, положению фирмы в отрасли и технологии возникает следующая классификация:

  1. концентрированный рост
  2. интегрированный рост. Интеграция может быть прямая и обратная. Если организация объединяется с фирмой, производственный рост которой ниже, чем у этой организации, то такая интеграция будет обратной.
  3. интенсифицированный рост.
  4. диверсифицированный рост. Существует несколько вариантов такого роста.

4.1.  центрированный (с сохранением основного производства)