Синтез линейных следящих систем. Определение добротности следящей системы по заданной точности, страница 5

Нелинейный характер изменения нагрузочного момента, вызванного силами сухого трения, может привести к сильному возрастанию максимальной ошибки. При изменении знака скорости качки происходит одновременная перемена знака момента. Вследствие инерционности, введенной в усилительный канал, следящая система не успевает создать на валу двигателя необходимое изменение вращающего момента, что приводит к появлению застоя оси отработки и выраженного пика ошибки.

Рассмотрим более подробно закон изменения ошибок следящей системы. В районе нуля скорости, а также требования с большой постоянной времени с точки зрения минимизации ошибки.

Скорость качки изменяется по закону

W1=W1max sin wkt                                                                                           (5.30.)

В области нулевой скорости можно считать

W1»W1max  wkt = e1maxt                                                                                               (5.31.)

Кривая  W1=f(t) представлена на рис. 5.10а. При прохождении скорости через ноль, скоростная ошибка qW также равна нулю, а ошибка ускорения qe достигает амплитудного значения.

qemax=e1max/Ke = e1maxT1/KW                                                                          (5.32.)

Моментальная ошибка qm постоянна в пределах полу периода качки и равна до перемены знака скорости

qмнм                                                                                                       (5.33.)

Полная ошибка  слежения в момент перемены знака скорости равна:

q = qemax + qм = e1maxT1/KW + М нм                                                             (5.34.)

Так как обычно qemax< qм, то для упрощения выкладок первоначально будем считать, что qemax=0. Таким образом, к моменту перемены знака скорости ошибка системы равна моментальной ошибке qм  . При этом изменение угла отработки (выходной величины) q2(t) к моменту перемены знака скорости будет иметь вид, показанный на рис. 5.10б.

После прохождения скорости качки через ноль исполнительная ось остановиться, и возобновит движение в противоположном направлении только после того, как вращающий момент двигателя изменит свой знак и достигнет величины нагрузочного момента.

Время, в течение которого ось отработки неподвижна, называют временем застоя и обозначают через t1/          .

В интервал времени [0¸t1] угол поворота командной оси может быть определен по выражению

t1

q1(t) = ¦ e1max(t) t dt = e1max t12/2                                                                   (5.35.)

0

Кривая q1(t) показана рис.5.10а. В течение этого же промежутка времени [0¸t1]             ошибка системы   может быть найдена из выражения (5.36.).

q(t)½0-t1 = q1(t)- q2(t) = (e1max t12/2) - qm                                                       (5.36.)

график, которой представлен на рис.5.10в. На рис. 5.10б показан характер изменения угла исполнительной оси    .

Изображение ошибки по Карсону-Хевисайду:

q(p)= (e1max / p2) - qm                                                                                     (5.37.)

Неподвижность оси отработки означает размыкание следящей            системы. Сигналы, поступающие на её вход, будут проходить по разомкнутому каналу. Поэтому изображение вращающего момента двигателя можно получить, умножив изображение входного сигнала       q1(p)= e1max / p2 на передаточную функцию разомкнутой системы, составленную от входа до исполнительного двигателя. При этом будем считать, что передаточная функция разомкнутой системы, связывающая ошибку системы qc вращающим моментом, который развивается двигателем на исполнительной оси, определяется наличием одной большой постоянной времени Т1.

Wm(p)= Km/(1+T1p) = Mвр(р)/q(р)                                                                (5.38.)

Тогда

Mвр(р)= (Kme1max) / (p2(1+Т1р))                                                                    (5.39)

Уравнение  равновесия моментов запишется так

М(р)=Мвр(р) – Мн(р)                                                                                     (5.40.)

М(р)= (Кмe1max / p2(1+Т1р))-Кмqм                                                                 (5.41.)