Анализ показателей самофинансирования, прибыльности, безубыточности и рентабельности. Анализ отчета о движении денежных средств, страница 3

Значения прибыльности продаж и затрат, полученные для данного предприятия, необходимо сравнить с прибыльностями предприятий - конкурентов или среднеотраслевыми показателями. Если значения коэффициентов ниже среднеотраслевых, то возникает необходимость определить причину низких значений прибыльности. Если недостаточны показатели переменных затрат, то причина может быть в завышенных ценах поставщиков сырья , если же низки показатели прибыльности постоянных затрат, то возможен вариант чрезмерного роста управленческого аппарата или отсутствия контроля за расходованием ресурсов.

Для того чтобы оценить взаимосвязь выручки от реализации, маржинальной прибыли и прибыли от основной деятельности, рассчитывается производственный рычаг.

Производственный рычаг=.

Производственный рычаг показывает, насколько изменится прибыль от основной деятельности при изменении выручки на 1%.

При увеличении объемов реализации предприятие, которое имеет большой производственный рычаг, имеет возможность более высокими темпами  повышать прибыль, чем предприятие с низким производственным рычагом.

Наоборот, в случае снижения объемов реализации предприятие с большим производственным рычагом более высокими темпами теряет прибыль, чем предприятие с низким производственным рычагом.

Чем выше производственный рычаг, тем больше зависимость от объемов продаж.

Величина производственного рычага определяется структурой затрат (разделение на переменные и постоянные затраты).

Производственный рычаг=.

Предположим, предприятие испытывает трудности, объем реализации снижается, тогда необходимо уменьшить производственный рычаг, т.е. переменные затраты увеличить, постоянные – снизить. Этого можно достичь  переведя большинство сотрудников на сдельную или комбинированную оплату труда.

Если наблюдается рост реализации, то заработную плату надо сделать фиксированной в  максимально возможном объеме, что приведет к росту постоянных затрат в составе себестоимости и повысит производственный рычаг.

Проведем анализ прибыльности ОАО «SkyLab».

Прежде всего необходимо отметить, что основной объем прибыли предприятие получает от своей основной деятельности, однако ее большая часть уходит в составе внереализационных расходов, возможно, это связано с оплатой процентов по привлеченным кредитным ресурсам или же ведением нерациональной непрофильной деятельности. Даже если данная ситуация связана с желанием снизить объемы налогооблагаемой прибыли, она заслуживает пристального внимания со стороны руководства предприятия.

Факторный анализ прибыли от основной деятельности  проведем на основе следующих данных:

Таблица 20

Факторы прибыли

На конец года

На начало года

Выручка

724 438

1 238 923

Себестоимость

688 914

1 175 329

Коммерческие расходы

2  789

5 333

Управленческие расходы

0

0

Прибыль от продаж

32 735

58 261

Выручка предприятия за текущий период существенно снизилась. Это произошло на фоне существенного увеличения оборотного капитала  и затоваривания склада готовой продукции. Ситуация вызывает крайнюю тревогу, вероятно, продукция перестала пользоваться спросом, необходимы изменения ассортимента продукции и серьезные маркетинговые усилия.  Прибыль от продаж также снизилась вследствие снижения выручки, однако существенным сдерживающим фактором снижения прибыли оказалось падение затрат.

Как видно из построенной таблицы, управленческие расходы предприятия учитываются в составе себестоимости продукции.

Структура затрат предприятия, выясненная по дополнительным данным бухгалтерии, такова, что 60 % приходится на переменные затраты и 40 % на постоянные затраты.        Коэффициентный анализ прибыльности подтверждает выводы о недопустимо малых объемах чистой прибыли предприятия. Результаты коэффициентного анализа представлены в следующей таблице:

Таблица 21