Значения прибыльности продаж и затрат, полученные для данного предприятия, необходимо сравнить с прибыльностями предприятий - конкурентов или среднеотраслевыми показателями. Если значения коэффициентов ниже среднеотраслевых, то возникает необходимость определить причину низких значений прибыльности. Если недостаточны показатели переменных затрат, то причина может быть в завышенных ценах поставщиков сырья , если же низки показатели прибыльности постоянных затрат, то возможен вариант чрезмерного роста управленческого аппарата или отсутствия контроля за расходованием ресурсов.
Для того чтобы оценить взаимосвязь выручки от реализации, маржинальной прибыли и прибыли от основной деятельности, рассчитывается производственный рычаг.
Производственный рычаг=.
Производственный рычаг показывает, насколько изменится прибыль от основной деятельности при изменении выручки на 1%.
При увеличении объемов реализации предприятие, которое имеет большой производственный рычаг, имеет возможность более высокими темпами повышать прибыль, чем предприятие с низким производственным рычагом.
Наоборот, в случае снижения объемов реализации предприятие с большим производственным рычагом более высокими темпами теряет прибыль, чем предприятие с низким производственным рычагом.
Чем выше производственный рычаг, тем больше зависимость от объемов продаж.
Величина производственного рычага определяется структурой затрат (разделение на переменные и постоянные затраты).
Производственный рычаг=.
Предположим, предприятие испытывает трудности, объем реализации снижается, тогда необходимо уменьшить производственный рычаг, т.е. переменные затраты увеличить, постоянные – снизить. Этого можно достичь переведя большинство сотрудников на сдельную или комбинированную оплату труда.
Если наблюдается рост реализации, то заработную плату надо сделать фиксированной в максимально возможном объеме, что приведет к росту постоянных затрат в составе себестоимости и повысит производственный рычаг.
Проведем анализ прибыльности ОАО «SkyLab».
Прежде всего необходимо отметить, что основной объем прибыли предприятие получает от своей основной деятельности, однако ее большая часть уходит в составе внереализационных расходов, возможно, это связано с оплатой процентов по привлеченным кредитным ресурсам или же ведением нерациональной непрофильной деятельности. Даже если данная ситуация связана с желанием снизить объемы налогооблагаемой прибыли, она заслуживает пристального внимания со стороны руководства предприятия.
Факторный анализ прибыли от основной деятельности проведем на основе следующих данных:
Таблица 20
Факторы прибыли |
На конец года |
На начало года |
Выручка |
724 438 |
1 238 923 |
Себестоимость |
688 914 |
1 175 329 |
Коммерческие расходы |
2 789 |
5 333 |
Управленческие расходы |
0 |
0 |
Прибыль от продаж |
32 735 |
58 261 |
Выручка предприятия за текущий период существенно снизилась. Это произошло на фоне существенного увеличения оборотного капитала и затоваривания склада готовой продукции. Ситуация вызывает крайнюю тревогу, вероятно, продукция перестала пользоваться спросом, необходимы изменения ассортимента продукции и серьезные маркетинговые усилия. Прибыль от продаж также снизилась вследствие снижения выручки, однако существенным сдерживающим фактором снижения прибыли оказалось падение затрат.
Как видно из построенной таблицы, управленческие расходы предприятия учитываются в составе себестоимости продукции.
Структура затрат предприятия, выясненная по дополнительным данным бухгалтерии, такова, что 60 % приходится на переменные затраты и 40 % на постоянные затраты. Коэффициентный анализ прибыльности подтверждает выводы о недопустимо малых объемах чистой прибыли предприятия. Результаты коэффициентного анализа представлены в следующей таблице:
Таблица 21
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.