Анализ показателей самофинансирования, прибыльности, безубыточности и рентабельности. Анализ отчета о движении денежных средств, страница 11

Во второй части аналитической записки (расчеты) дается детальное обоснование по каждому этапу финансового анализа предприятия.

Приведем краткое резюме аналитической записки для ОАО «SkyLab».

ОАО «Skylab» является предприятием оптовой и розничной торговли, которое по объемам оборота может быть отнесено к среднему бизнесу.

В качестве положительных аспектов деятельности предприятия можно отметить отсутствие проблем с ликвидностью и финансовой устойчивостью предприятия.  Однако серьезное беспокойство вызывает наличие третьей возможной проблемы - недостаточной отдачи на вложенный в предприятие капитала, об этом говорят низкие значения рентабельности активов и собственного капитала.

Главной причиной этой проблемы является недостаток прибыли предприятия, который в свою очередь вызван снижением объемов продаж по основной деятельности и большими внереализационными расходами предприятия. О наличии этих причин свидетельствуют крайне низкие показатели прибыльности затрат и продаж, затоваренность склада готовой продукции, большие расходы по финансовой деятельности, в том числе по обслуживанию заемных средств. Скорее всего, спрос на продукцию снижается и ее ассортимент нуждается в серьезном изменении.

Менее существенной причиной проблем  являются  ошибки финансового планирования,  выраженные в несоответствии планов производства и реализации продукции, что вызвало рост оборота готовой продукции, а также чрезмерные инвестиции предприятия в прирост оборотных средств, которые не соответствовали реальным возможностям предприятия. 

Несмотря на существующие проблемы, ОАО «SkyLab», по нашему мнению, способно улучшить финансовые показатели рентабельности. Об этом говорит наличие запаса прочности, высокие коэффициенты ликвидности и оборачиваемости средств. Положительным фактором является также возможность привлечения долгосрочного финансирования в текущем периоде.

Основное внимание должно быть направлено на обеспечение роста объемов продаж  и прибыльности деятельности. Необходимы серьезные маркетинговые усилия по обновлению клиентской базы, изучению степени соответствия товаров требованиям рынка, налаживанию новых способов организации торговли и взаимоотношений с контрагентами, обновлению ассортимента продукции.  Высшему руководству предприятия необходимо уточнить причины большого объема внереализационных расходов, поглощающих большую часть прибыли предприятия,  а специалистам службы финансового контроля и планирования увязать планы производства и продаж продукции.

2.14. Контрольные вопросы к разделу 2.

        1. Перечислите возможные цели финансового анализа предприятия.  

2. Поясните смысл этапов и видов финансового анализа.

3. Опишите источники для финансового анализа.

4. На каких этапах финансового анализа предприятия может быть эффективно использован факторный анализ?

5. Является ли увеличение собственного капитала предприятия положительной тенденцией?

6. Какова связь между ликвидностью баланса и ликвидностью предприятия?

7. Какие службы предприятия могут быть ответственны за его недостаточную финансовую устойчивость?

8. Какие службы предприятия могут быть ответственны за недостаточную оборачиваемость капитала?

9. Как сказывается на финансовом положении предприятия превышение постоянных активов над инвестированным капиталом?

10. Какие показатели деятельности предприятия являются наиболее важными с точки зрения внешнего инвестора.

11. Каким образом может быть обнаружен финансовым аналитиком факт ввода в эксплуатацию новой производственной линии.

12. На основе каких факторов может быть сделан вывод об устойчивой позиции товара на рынке.

13. Почему увеличение оборачиваемости положительно влияет на финансовую устойчивость фирмы?