Анализ показателей самофинансирования, прибыльности, безубыточности и рентабельности. Анализ отчета о движении денежных средств, страница 2

При анализе прибыльности  предприятия необходимо разделить затраты на производство продукции на постоянные и переменные. Постоянные затраты не зависят от объемов реализации продукции. Обычно к ним осносят арендные платежи, коммунальные расходы, представительские и офисные расходы, зарплату сотрудников, получающих фиксированный оклад.

Переменные затраты зависят от объемов выпускаемой продукции, в классическом случае к ним относятся затраты на сырье, тепловая и электрическая энергия производственного назначения, услуги посредников и контрагентов, заработная плата сотрудников, получающих сдельную заработную плату или проценты от продаж.

Однако на каждом предприятии необходимо уточнение к какому виду затрат (постоянным или переменным) должен быть отнесен конкретный вид затрат. Если ответ неочевиден, может быть применен статистический подход. Рассматривается  зависимость между величиной данного вида затрат и объемом выпуска продукции на достаточно большом наборе реальных наблюдений. В случае обнаружения положительной корреляции делается вывод об отнесении затрат к условно переменным. В случае же отсутствия корреляции затраты относятся к условно постоянным.

Доля постоянных и переменных затрат в составе себестоимости конкретного предприятия не может быть выяснена на основе Баланса или Отчета о прибылях и убытках и должна быть получена на основе дополнительных данных бухгалтерии.

При анализе основной деятельности предприятия основное внимание следует уделить величине маржинальной прибыли.  

Маржинальная прибыль = выручка от реализации минус переменные          издержки фирмы.

Положительная маржинальная прибыль свидетельствует о потенциальной возможности предприятия быть прибыльным. 

Наличие отрицательной маржинальной прибыли - крайне негативная ситуация: каждая последующая продажа увеличивает общие убытки предприятия. Возможным выходом  из такой ситуации является  повышение цен или  изменение номенклатуры продукции.

Для того чтобы проанализировать влияние фактора цен на прибыль, рассчитывается ценовой коэффициент.

.

Динамика ценового коэффициента отражает, насколько темп роста цен на реализуемую продукцию отличается от темпа роста цен на потребляемые в процессе производства переменные затраты. Значение ценового коэффициента не зависит от значения объема продаж.

Можно доказать, что для однономенклатурного производства ценовой коэффициент определяется по следующей    формуле:

.

Величина ценового коэффициента определяется четырьмя факторами:

1)  цена на реализуемую продукцию;

2)  цены на сырье, материалы;

3)  номенклатура производимой продукции;

4)  изменение технологии производства продукции.

При расчете ценовых коэффициентов по отдельным видам продукции необходимо помнить, что с точки зрения максимизации прибыли целесообразно реализовывать продукцию, имеющую максимальный ценовой коэффициент.

Поддержание ликвидности убыточных предприятий на небольшом промежутке времени возможно при соблюдении трех основных условий.

1. Наличие накопленного капитала.

2. Возможность привлечения кредитов.

3. Поддержание приемлемой оборачиваемости активов.

Анализ прибыльности должен быть продолжен вычислением коэффициентов прибыльности затрат.

Прибыльность переменных затрат =.

Прибыльность переменных затрат – показатель, характеризующий, насколько изменится прибыль от основной деятельности при изменении переменных затрат на 1 рубль.

С помощью этого коэффициента можно определить насколько основная деятельность предприятия более или менее доходна по сравнению с прочими видами деятельности.

Аналогично определяется прибыльность постоянных затрат и прибыльность всех затрат.

Доля прибыли от основной деятельности в выручке рассчитывается с помощью коэффицента прибыльности продаж.  

Прибыльность продаж= .