Финансовый анализ и диагностика проблем компании, страница 7

1. Проблемы со сбытом продукции, вызванные недостаточными усилиями маркетинговых служб или несоответствием товаров требованиям рынка. С учетом специфики торговли, более вероятны недостаточные усилия маркетинговых служб.  

2. Ошибки финансового планирования, вызвавшие несоответствие планов закупки и последующей продажи товаров.

Сделанные выводы могут быть уточнены при проведении анализа прибыльности, рентабельности, а также при анализе оборачиваемости. На практике необходим детальный анализ проблем сбыта продукции с участием высшего руководства, сотрудников службы снабжения и сбыта.

В качестве положительных моментов при анализе оборотных активов нужно отметить существенное сокращение дебиторской задолженности и достаточное количество денежных средств. Это позволяет отметить улучшение работы по взысканию дебиторской задолженности и создает базу достаточной ликвидности предприятия.

Первичный анализ пассивов баланса необходимо начать с анализа собственных средств.  Нужно отметить большой вес собственного капитала и долгосрочных кредитов в составе пассива, что позволяет надеяться на финансовую устойчивость предприятия. Несмотря на отсутствие краткосрочных обязательств, можно сделать вывод о продуманной политике привлечения кредитов, которая находит отражения в большом объеме кредитов, привлеченных на срок более 12 месяцев.

Вызывают интерес планы развития предприятия в связи с существенным увеличением долгосрочных кредитов.

Возможно, привлеченный долгосрочный кредит был использован для инвестиций в оборот  для крупной закупки товаров, что и вызвало скачок готовой продукции и является третьей возможной причиной затоваривания склада готовой продукции.

В составе собственного капитала наблюдается достаточное количество накопленного капитала, что подтверждает взвешенные решения по распоряжению прибылью.

Основную часть текущих пассивов составляет кредиторская задолженность, на начало года ее значение слишком велико и вызывает некоторую тревогу по выполнению обязательств перед поставщиками товаров, но на конец года ситуация стабилизировалась.

Необходимо отметить отсутствие положительных значений по статьям расчеты с бюджетом и персоналом, по-видимому, предприятие полностью рассчиталось по налогам и заработной плате перед окончанием финансового года. Сверхнормативные задолженности очевидно отсутствуют.

В заключение первичного баланса необходимо отметить рост чистого оборотного капитала, что положительно скажется на ликвидности предприятия.   

2.3. Анализ оборачиваемости

          Цель анализа оборачиваемости – оценить способность предприятия приносить доход путем совершения оборота «деньги-товар-деньги».

Анализ оборачиваемости позволяет дополнить исследование структуры баланса по вопросам материального снабжения, сбыта готовой продукции и условий расчетов с покупателями и поставщиками и сделать рекомендации по улучшению управления  этими процессами.

Анализ оборачиваемости включает:

1.  Анализ оборачиваемости текущих активов (затратного цикла).

2.  Анализ оборачиваемости текущих пассивов (кредитного цикла).

3.  Анализ «чистого цикла».

4.  Анализ взаимоотношений с поставщиками и покупателями (клиентами).  

В целом оборачиваемость средств предприятия задается коэффициентом оборачиваемости текущих активов и периодом оборота текущих активов предприятия.

Коэффициент оборачиваемости текущих активов =, где

Средний актив=

Коэффициент оборачиваемости -это количество полных оборотов деньги -товар -деньги, совершаемых за один период рассмотрения, например, за один год.

Рост коэффициента оборачиваемости – положительное явление для предприятия.

          Период оборота текущих активов - это количество дней, в течение которых совершается полный оборот деньги- товар- деньги.  Очевидна связь между периодом оборота и коэффициентом оборачиваемости:

Период оборота текущих активов

Как уже отмечалось в 1разделе, денежные средства предприятия в процессе оборота проходят последовательные этапы. Эти этапы образуют затратный или производственно-коммерческий цикл (ЗЦ).