2. Трендовый анализ – продолжение, углубление горизонтального анализа при достаточно большом объеме выборки с выявлением основных тенденций (трендов).
3. Вертикальный анализ – рассмотрение организации в фиксированный момент времени с выяснением структуры показателей. Выясняется влияние каждого показателя на конечный результат.
4. Пространственный анализ – сравнительный анализ финансовых показателей группы предприятий - конкурентов или целой отрасли.
5. Факторный анализ – анализ влияния на конечный финансовый результат отдельных факторов, имеющих экономическое содержание и управляемых со стороны менеджмента.
Для проведения финансового анализа специалисту необходимо иметь информацию нескольких типов:
а) Краткая история развития предприятия, форма собственности, выпускаемая продукция и описание бизнес-процесса, ключевые события в жизни предприятия за последние три года.
б) Отчетные формы анализируемой организации и дополнительная финансовая информация:
1. Бухгалтерский баланс (форма 1) и составленный на его основе аналитический баланс. Желательно наличие годовых балансов за последние три года.
2. Отчет о прибылях и убытках (форма 2). Желательно наличие отчетов по итогам трех последних лет.
3. Отчет о движении денежных средств, (форма №10) за последние три года.
Наряду с указанными основными отчетными формами необходима дополнительная информация о состоянии финансов предприятия, которая отсутствует в основных формах.
4. Сведения о степени изношенности основных фондов (величине амортизации за год).
5. Сведения о структуре затрат (доли постоянных и переменных затрат в составе себестоимости, а также доли материальных затрат и затрат на заработную плату в составе себестоимости).
6. Сведения об условиях взятия кредитных ресурсов (банковский процент по кредитам).
7. Среднесписочная численность сотрудников и размер фонда оплаты труда за год.
в) Информация о конкурентах и ситуации в отрасли. Особое внимание необходимо обратить на получение информации о конкурентоспособности выпускаемой продукции и основных финансовых коэффициентах предприятий - конкурентов. Такая информация может быть получена из материалов отраслевой прессы, отраслевых ассоциаций, интернет - обзоров, а также открытых и закрытых баз данных.
г)Оценка финансового положения и проблем со стороны руководства, среднего менеджмента и сотрудников предприятия. Эта информация может быть получена из бесед с менеджерами и сотрудниками, путем организации коллективного обсуждения проблем. Желательно проведение таких мероприятий также по итогам финансового анализа для обсуждения его результатов.
Анализ структуры баланса производится для того, чтобы охарактеризовать структуру имущества организации и источников его финансирования, а также для первичного выявления возможных «проблемных» статей баланса, на которые следует обратить особое внимание на следующих этапах анализа.
Перед началом анализа структуры баланса рекомендуется подготовить две вспомогательные таблицы:
1) Анализ изменения статей баланса.
Значения в данной таблице определяются как разница значений статей агрегированного баланса на текущую и предыдущую даты.
Для ООО “Skylab”, которое уже было рассмотрено нами в первой главе, таблица изменений за год будет иметь вид:
Таблица 6
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.