Финансовый анализ и диагностика проблем компании, страница 2

2.  Трендовый анализ – продолжение, углубление горизонтального анализа при достаточно большом объеме выборки  с выявлением основных тенденций (трендов).

3.  Вертикальный анализ – рассмотрение организации в фиксированный момент времени с выяснением структуры показателей. Выясняется влияние каждого показателя на конечный результат.

4.  Пространственный анализ – сравнительный анализ финансовых показателей группы предприятий - конкурентов или целой отрасли.

5.  Факторный анализ – анализ влияния на конечный финансовый результат отдельных факторов, имеющих экономическое содержание и управляемых со стороны менеджмента.

Источники информации для финансового анализа

Для проведения финансового анализа специалисту необходимо иметь информацию нескольких типов:

а) Краткая история развития предприятия, форма собственности, выпускаемая продукция и описание бизнес-процесса, ключевые события в жизни предприятия за последние три года.

б) Отчетные формы анализируемой организации и дополнительная финансовая информация:

1.  Бухгалтерский баланс (форма 1) и составленный на его основе аналитический баланс. Желательно наличие годовых балансов за последние три года.

2.  Отчет о прибылях и убытках (форма 2). Желательно наличие отчетов по итогам трех последних лет.

3.  Отчет о движении денежных средств, (форма №10)  за последние три года.

Наряду с указанными основными отчетными формами необходима дополнительная информация о состоянии финансов предприятия, которая отсутствует в основных формах.  

4.  Сведения о степени изношенности основных фондов (величине амортизации за год).

5.  Сведения о структуре затрат (доли постоянных и переменных затрат в составе себестоимости, а также доли материальных затрат и затрат на заработную плату в составе себестоимости).

6.  Сведения об условиях взятия кредитных ресурсов (банковский процент по кредитам). 

7.  Среднесписочная численность сотрудников и размер фонда оплаты труда за год.  

в) Информация о конкурентах и ситуации в отрасли. Особое внимание необходимо обратить на получение информации о конкурентоспособности выпускаемой продукции и основных финансовых коэффициентах предприятий - конкурентов. Такая информация может быть получена из материалов отраслевой прессы, отраслевых ассоциаций, интернет - обзоров, а также открытых и закрытых баз данных.

г)Оценка финансового положения и проблем со стороны руководства, среднего менеджмента и сотрудников  предприятия. Эта информация может быть получена  из бесед с менеджерами и сотрудниками, путем организации коллективного обсуждения проблем. Желательно проведение таких мероприятий также по итогам финансового анализа для обсуждения его результатов.

2.2. Анализ структуры баланса и чистого оборотного капитала

Анализ структуры баланса производится для того, чтобы охарактеризовать структуру имущества организации и источников его финансирования, а также для первичного выявления возможных «проблемных» статей баланса, на которые следует обратить особое внимание на следующих этапах анализа.

Перед началом анализа структуры баланса рекомендуется подготовить две вспомогательные таблицы:

1)  Анализ изменения статей баланса.

Значения в данной таблице определяются как разница значений статей агрегированного баланса на текущую и предыдущую даты.

Для ООО “Skylab”, которое уже было рассмотрено нами  в первой главе, таблица изменений за год будет иметь вид:

Таблица 6