Финансы как стоимостная категория. Основы использования финансов в общественном воспроизводстве. Финансовая политика. Финансы некоммерческих организаций, страница 9

2. Финансовый механизм как инструмент реализации ФП.

Финансовый механизм – система форм, видов и методов фин. отношений, объединенных в единый механизм в целях активного использования финансов для удовлетворения общественных потребностей.

Элементы фин. механизма:

Ÿ  формы: фин. фонды - формы фин. отношений;

Ÿ  виды: доходы, поступления, доходы и отчисления;

Ÿ  методы: способы количественного определения доходов, расходов, поступлений, отчислений и в конечном счете фин. фондов:

w  нормативные;

w  коэффициентные;

w  метод прямого счета.

Они определяются следующими аспектами:

Ÿ  ставки, нормы и нормативы;

Ÿ  база, к которой применяется  соответствующая ставка, норма, норматив;

Ÿ  методика расчета базы.

Очень важна увязка, согласованность всех этих элементов в едином организме. С одной стороны, ФМ объективно предопределен экон. законами и потребностями, с другой – он имеет субъективный характер.

ФП

Финансы                           ФМ ® результат

Фин. право

Важно сочетание динамизма и стабильности в ФМ. Сложность выработки ФМ заключается в том, что ФМ – часть общехозяйственного механизма, должен быть идеально встроен в хоз. механизм.

Основные направления воздействия ФМ на общественное производство:

Ÿ  финансовое стимулирование нужного производства основных производственных фондов;

Ÿ  через воспроизводство оборотных фондов;

Ÿ  через ускорение НТП;

Ÿ  через воспроизводство кадров;

Ÿ  через рост благосостояния населения.

Для реализации этих направлений надо:

w  обеспечить достаточные финансовые фонды, т.е. создать механизм формирования достаточных фин. фондов, продумать виды платежей, определить источники, налогооблагаемую базу;

w  сформировать адекватный режим финансирования расходов за счет этих фондов, чтобы оно шло своевременно, в полном объеме с соблюдением режима экономии;

w  обеспечить справедливое участие всех в формировании соответствующих финансовых фондов, чтобы  платежи в фин. фонды не подрывали заинтересованности у хоз. субъектов в увеличение эффективности производства и увеличении производственных ресурсов.

3. Финансовая политика и финансовый механизм в условиях рыночных реформ.

1) Согласно правительственной программе, основной стала стабилизационная политика, направленная на ликвидацию товарно-денежной несбалансированности (Гайдар) на основе сокращения совокупного платежеспособного спроса путем либерализации цен и проведение жесткой бюджетной, налоговой и кредитно-денежной политики. Но не учитывается, что в России эта несбалансированность является следствием ценовых факторов, а ввиду особой структуры народного хозяйства …

2) Либерализация цен проводится при монополизации производителя и дефицита товаров (в этих условиях ценовые факторы не работают).

3) Во всех странах осуществляются аналогичные стабилизационные меры, существует рыночное хозяйство, а в России рыночных факторов не было. В рынок Россию “бросили” при отсутствии нормативно-правовой базы рынка. Игнорировали чрезмерное развитие производства средств производства, сверхмонопольной экономики, отсутствие рыночных элементов и законодательства.

Черномырдин: приоритетное направление – фин. стабилизация на основе избирательность финансово-кредитной поддержки за счет сочетания рыночных механизмов с усилением гос. регулирования экономики. Т.е.  приоритетные направления: АПК, энергетический комплекс, наука, конверсия производства.

1) Сокращение бюджетного дефицита на основе укрепления налоговой системы, экономии и контроля за расходами, увеличение собираемости налогов.

2) Бюджетный дефицит финансировать на неинфляционной основе (не за счет эмиссии, а за счет внутренних и внешних займов).

3) Урегулирование отношений федерального уровня и местных органов власти, субъектов федерации.