2. Финансовый механизм как инструмент реализации ФП.
Финансовый механизм – система форм, видов и методов фин. отношений, объединенных в единый механизм в целях активного использования финансов для удовлетворения общественных потребностей.
Элементы фин. механизма:
формы: фин. фонды - формы фин. отношений;
виды: доходы, поступления, доходы и отчисления;
методы: способы количественного определения доходов, расходов, поступлений, отчислений и в конечном счете фин. фондов:
w нормативные;
w коэффициентные;
w метод прямого счета.
Они определяются следующими аспектами:
ставки, нормы и нормативы;
база, к которой применяется соответствующая ставка, норма, норматив;
методика расчета базы.
Очень важна увязка, согласованность всех этих элементов в едином организме. С одной стороны, ФМ объективно предопределен экон. законами и потребностями, с другой – он имеет субъективный характер.
ФП
Финансы ФМ ® результат
Фин. право
Важно сочетание динамизма и стабильности в ФМ. Сложность выработки ФМ заключается в том, что ФМ – часть общехозяйственного механизма, должен быть идеально встроен в хоз. механизм.
Основные направления воздействия ФМ на общественное производство:
финансовое стимулирование нужного производства основных производственных фондов;
через воспроизводство оборотных фондов;
через ускорение НТП;
через воспроизводство кадров;
через рост благосостояния населения.
Для реализации этих направлений надо:
w обеспечить достаточные финансовые фонды, т.е. создать механизм формирования достаточных фин. фондов, продумать виды платежей, определить источники, налогооблагаемую базу;
w сформировать адекватный режим финансирования расходов за счет этих фондов, чтобы оно шло своевременно, в полном объеме с соблюдением режима экономии;
w обеспечить справедливое участие всех в формировании соответствующих финансовых фондов, чтобы платежи в фин. фонды не подрывали заинтересованности у хоз. субъектов в увеличение эффективности производства и увеличении производственных ресурсов.
3. Финансовая политика и финансовый механизм в условиях рыночных реформ.
1) Согласно правительственной программе, основной стала стабилизационная политика, направленная на ликвидацию товарно-денежной несбалансированности (Гайдар) на основе сокращения совокупного платежеспособного спроса путем либерализации цен и проведение жесткой бюджетной, налоговой и кредитно-денежной политики. Но не учитывается, что в России эта несбалансированность является следствием ценовых факторов, а ввиду особой структуры народного хозяйства …
2) Либерализация цен проводится при монополизации производителя и дефицита товаров (в этих условиях ценовые факторы не работают).
3) Во всех странах осуществляются аналогичные стабилизационные меры, существует рыночное хозяйство, а в России рыночных факторов не было. В рынок Россию “бросили” при отсутствии нормативно-правовой базы рынка. Игнорировали чрезмерное развитие производства средств производства, сверхмонопольной экономики, отсутствие рыночных элементов и законодательства.
Черномырдин: приоритетное направление – фин. стабилизация на основе избирательность финансово-кредитной поддержки за счет сочетания рыночных механизмов с усилением гос. регулирования экономики. Т.е. приоритетные направления: АПК, энергетический комплекс, наука, конверсия производства.
1) Сокращение бюджетного дефицита на основе укрепления налоговой системы, экономии и контроля за расходами, увеличение собираемости налогов.
2) Бюджетный дефицит финансировать на неинфляционной основе (не за счет эмиссии, а за счет внутренних и внешних займов).
3) Урегулирование отношений федерального уровня и местных органов власти, субъектов федерации.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.