Финансы как стоимостная категория. Основы использования финансов в общественном воспроизводстве. Финансовая политика. Финансы некоммерческих организаций, страница 8

w  должны учитываться законы и закономерности развития общества;

w  должны учитываться конкретные исторические условия развития, прежде всего экон. возможности, потребности общества, задачи общественного развития;

w  необходимость тщательного изучения исторического опыта (предшествующего) экон. и фин. развития;

w  надо учитывать, что ФП определяется с учетом целей, требований и задач общей экон. политики.

ФП предопределена соответствующими законами, соц. и экон. условиями. ФП обладает определенной самостоятельностью и оказывает обратное воздействие на финансы, экономику и другие стороны общественной жизни. В России эта самостоятельность ФП усиливается:

Ÿ  путь России, обозначенный в 1917 г., привел к разрушению естественных фин. механизмов воздействия на экон. интересы, к утрате опыта использования фин. рычагов и инструментов и т.д.;

Ÿ  экон. фин. кризис, степень его: на первый план выдвигается фин. стабилизация, т.к. без устойчивых финансов нет устойчивого рубля: падение рубля ® разрушение хозяйства ® разрушение экономики и углубление фин. кризиса.

В ФП различают:

Ÿ  фин. стратегию: определяет основные направления использования финансов, принципы, формы и виды фин. отношений, которые обеспечивают реализацию перспектив и задач развития;

Ÿ  фин. тактику: направлена на решение задач более узкого исторического этапа развития, она достигает своей цели, используя специфические для данного этапа развития виды фин. отношений и способы их количественного выражения.

И фин. стратегия, и фин. тактика вырабатываются на базе научно обоснованной концепции развития и использования финансов – ядро фин. политики. В России такая концепция отсутствует. Это подтверждается колебаниями фин. политики в настоящее время (от жесткой до умеренно жесткой).

Финансовая политика – научно обоснованная концепция развития и использования финансов в общественном воспроизводстве, выражающая основные направления движения, принципы, формы и виды организации фин. отношений, пропорции в распределении фин. ресурсов.

Практическое выражение ФП находит в совокупности мероприятий, проводимых государством в области финансов. Для реализации ФП большое значение имеет финансовое право, т.к. ФП – особая область гос. деятельности ® требует своего правового оформления. Это правовое оформление достигается установлением форм, видов фин. отношений, способов количественного отражения фин. отношений (на гос. уровне). Государство закрепляет это законодательно.

Нормативные акты, формирующие действительное финансовое право:

Ÿ  Конституция РФ, конституции республик, уставы других субъектов федерации;

Ÿ  закон РФ “Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РФ”, закон РФ “Об основах налоговой системы РФ”, ГК РФ, бюджетный кодекс РФ, налоговый кодекс РФ, ежегодные законы о федеральном бюджете, бюджетах субъектов РФ, местных бюджетах, законы по отдельным видам налогов и сборов, другие законы по фин. вопросам;

Ÿ  инструкции налоговой службы, таможенного комитета, ЦБ, Минфина и другие юридические нормативные акты.

Задачи:

Ÿ  добиться фин. стабилизации;

Ÿ  создание условий для максимально возможного объема фин. ресурсов;

Ÿ  обеспечить рац. распределение и использование фин. ресурсов: распределение между сферами общественного производства, отраслями и территориями, должны быть приоритеты, на которые направляются фин. ресурсы;

Ÿ  выработать справедливый механизм медбюджетных отношений;

Ÿ  добиться равновесия фин. и материально-вещественный пропорций;

Ÿ  усиление соц. направленности проводимых реформ: поддержка нетрудоспособных граждан, должное финансирование соц. отраслей, фин. поддержка материнства, учащейся молодежи;

Ÿ  выработка концепции соответствующего фин. механизма и его соответствующее совершенствование.