Объект ФК гораздо шире, а именно вся фин.-хоз. деятельность ЮЛ. ФК осуществляетсяво всехсферах экон. деятельности: в сферах материального и нематериального производства. В сфере матер. производства, осуществляя ФК, выявляют резервы дополнительного роста, снижение себестоимости продукции, возможности дополнительного выпуска и реализации продукции, экономию материалов, трудовых ресурсов и т.д. В сфере нематериального производства ФК имеет большое значение: с его помощью обеспечиваются экономное и рац. использование общегос. ресурсов.
ФК побуждает эффективно использовать фин., денежные ресурсы. ФК в сфере матер. производства – важный рычаг повышения эффективности общественного производства; в сфере немат. производства – также обеспечивает воздействие на эффективное использование всего потенциала, в т.ч. гос. ресурсов.
Финансовый контроль – денежный контроль за фин.-хоз. деятельностью предприятий и организаций с целью проверки обоснованности формирования и использования фин. ресурсов и фин. фондов.
ФК базируется на некоторых общих принципах:
§ целостность и объективность: целостность – широкий охватвсех сторон деятельности организаций, объективность – правдивый, непредвзятый анализ деятельности;
§ регулярность и всеобщность: проверки фин.-хоз. деятельностивсех предприятий и организаций должны проводиться систематически и повсеместно;
§ квалификация и компетентность лиц, осуществляющих ФК;
§ должная организация ФК, т.е. проводится всеобщая подготовка, составляется план развития, четкая организованность предполагаемой проверки.
На основе реализации общих принципов ФК получает еще 2 важных свойства:
- действенностьфин. контроля – способность его обратного влияния фин. контроля на деятельность проверяемых организаций. Контролирующие органы, осуществляющие ФК, не только выявляют нарушения и ошибки, но и намечают меры, чтобы их больше не было, пути повышения эффективности работы;
- эффективность фин. контроля – степень его действенности (степень обратного влияния на деятельность проверяемой оргии).
Задачи фин. контроля:
§ проверка фактического исполнения законов, указов, постановлений, планов: при этом проверяется не только законность, но и целесообразность хоз. операций, т.е. принимаются методы для предотвращения нерационального расходования средств; а если есть виновные, то выявить их и привлечь к ответственности, если необходимо;
§ способствовать улучшению работы проверяемой организации (устранить почву для возникновения нарушений; где необходимо - оказать помощь, чтобы больше таких нарушений не было);
§ выявление резервов экономии трудовых, материальных и фин. ресурсов.
Виды фин. контроля:
ФК могут осуществлять следующие субъекты: 1) гос. органы; 2) аудиторские организации; 4) хоз. организации и ФЛ; 4) общественные организации. Принято выделять в зависимости от субъектов или органов, осуществляющих ФК:
1) государственно-финансовый контроль: могут осуществлять представительные органы гос. власти, органы гос. управления (Правительство, Президент):
w общегосударственный ФК (внешний),
w ведомственный ФК(внешний и внутренний);
2) аудиторский (внешний; либо аудиторская компания, либо сам аудитор);
3) хозяйственный (внутренний);
4) общественный (гражданский): м.б. внутренним и внешним.
Формы фин. контроля:
w предварительный: имеет место на стадии рассмотрения и составления фин. планов и прогнозов;
w текущий: осуществляется в ходе выполнения фин. планов;
w последующий: осуществляется по завершении планового периода.
Задачи предварительного контроля:
- обеспечение должной пропорциональности в распределении стоимости общественного продукта;
- выявление резервов роста фин. ресурсов;
- предупреждение незаконного и нерационального использования фин. ресурсов.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.