ПЕРВАЯ ЛЕКЦИЯ
17
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
3.6. Реорганизация и ликвидация юридического лица
В «жизни» предприятия может наступить момент, когда оно не сможет или не вправе будет продолжать работу. Это может произойти по разным причинам, в том числе по решению учредителей о нецелесообразности дальнейшей деятельности предприятия, или по решению суда, или по прямому указанию закона.
В любом из этих случаев предприятие может быть реорганизовано либо ликвидировано.
Реорганизация юридического лица происходит по решению учредителей путем:
• слияния двух предприятий;
• присоединения одного к другому;
• разделения единого предприятия на несколько меньших;
• выделения из состава предприятия одного или нескольких юридических лиц;
• путем преобразования предприятия одной ор ганизационно-правовой формы в другое.
Основаниями для ликвидации предприятия могут быть:
• решение учредителей;
• истечение срока деятельности, на который оно создавалось и который указан в учредительных документах;
• прямое указание закона;
• решение суда, принятое в связи с нарушением закона предприятием.
Так, например, если в полном товариществе остается единственный участник, то в соответствии со ст. 81 ГК РФ товарищество ликвидируется. Но если оставшийся участник захочет продолжать деятельность, то такое товарищество может быть преобразовано в хозяйственное общество (в течение шести месяцев). При этом новое хозяйственное общество обязательно должно быть правопреемником ликвидируемого полного товарищества по всем его обязательствам и долгам.
Реорганизация также предусмотрена ГК РФ для закрытого акционерного общества в том случае, когда число его участников превышает 50 человек. Такое общество должно быть преобразовано в открытое акционерное общество либо ликвидировано.
Как видно из приведенных примеров, законодательством предусмотрены различные варианты реорганизации для предприятий каждой организационно-правовой формы.
Примеров можно привести множество, но, повторяем, эта тема очень многогранна и требует отдельного детального рассмотрения.
ГЛАВА 4. ПОРЯДОК РЕГИСТРАЦИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 4.1. История введения государственной регистрации предприятий
Государственная регистрация субъектов
предпринимательской деятельности преследует цель учета этих субъектов и контроля за их деятельностью. Государственная регистрация предприятий была введена в нашей стране еще в 20-е годы и играла значительную роль в период НЭПа, когда существовали предприятия разных форм собственности.
Государственная регистрация осуществлялась органами Министерства финансов.
Однако постепенно в связи с выбором и проведением экономического курса государства, ориентированного исключительно на государственную собственность, частные предприятия были ликвидированы и государственная регистрация стала утрачивать свое значение. В условиях государственной плановой экономики практически все предприятия были государственными, а доскональный учет и всесторонний контроль за их деятельностью осуществлялся министерствами и ведомствами. В связи с этим в 50-е годы регистрация предприятий была отменена как бюрократическое излишество.
При переходе к рыночной экономике, когда стали широко создаваться частные предприятия и появились индивидуальные предприниматели, государственная регистрация вновь сделалась необходимой. Порядок регистрации был определен в статьях 34, 35 Закона РСФСР от 25.12.90 «О предприятиях и предпринимательской деятельности».
А с 1 июля 2002 года в силу вступил закон «О государственной регистрации юридических лиц» N 129-ФЗ. С 1 января 2004 года этот закон стал называться «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.