Профессиональные требования и подготовка среднего медицинского персонала для семейных врачебных амбулаторий, страница 9

Из «неинтересной», рутинной работы деятельность медсестры семейного участка должна превратиться в интересную, разнообразную работу с творческим потенциалом, моральной и материальной перспективой и состоять из трех основных разделов: активное участие в приёме населения в амбулатории; совместное с врачом посещение пациентов и семей на дому; самостоятельная работа на участке, состоящая из поквартирных обходов, патронажей диспансерных больных и приоритетных семей, плановой профилактической работы на участке, санитарно-просветительной работы.

Непременным условием этого опыта должна быть постоянная работа медсестры на одном участке, с одним и тем же семейным врачом. В таком случае и врач становится прямо заинтересованным в повышении квалификации медсестры, в передаче ей все большего числа некоторых, соответственно её квалификации, функций. Медсестра будет иметь возможность больше и детальнее познакомиться с обслуживаемыми семьями, да и, со своей стороны, обеспечить тесный контакт жителей участка с семейным врачом.

Практика показывает, что чем больше времени сестра работает с постоянным врачом, тем квалифицированнее и содержательнее становится её работа. При этом сестра становится не только исполнителем функциональных обязанностей, но и творческим участником общего лечебно-профилактического процесса в системе «семья — врач — медсестра».

Совместные визиты в семью, наряду с раздельной работой, должны стать правилом в работе медсестры и врача, а формы, методы и содержание работы медсестры и семейного врача с семьями должны быть дифференцированными в семьях, находящихся на разных стадиях развития.

5.3. Подготовка и переподготовка среднего медицинского персонала для семенной медицины

Развитие системы первичной медико-санитарной помощи, основанной на институте общей врачебной практики, в качестве основного элемента реформы здравоохранения требует обучения и переподготовки врачей, фельдшеров и медицинских сестер. За рубежом совершенствование рациональной системы подготовки и лицензирования среднего медицинского персонала, с пересмотром функциональных обязанностей медсестер общинного (местного) здравоохранения и медсестер, работающих с врачом общей практики, является предметом постоянного внимания. При этом значительная роль отводится среднему медицинскому персоналу в обслуживании отдельных категорий населения, в частности пожилых и детей, интегрированию служб по охране материнства и детства в систему ПМСП, изучению степени удовлетворенности населения предоставляемым обслуживанием.

Однако проблема подготовки среднего медицинского персонала для семейных врачебных амбулаторий в наших условиях не так проста, как кажется с первого взгляда. Российские средние специальные учебные заведения ориентированы на выпуск клинических медицинских сестёр, объём знаний и умений которых позволяет обеспечить грамотное выполнение назначений врача, но не более. Клиническая медсестра - это «руки» врача, и чем лучше эти руки выполняют полученные получения, тем выше квалификационный статус медицинской сестры.

Семейная же медсестра - это специалист совершенно новой формации. Объектом её работы являются как здоровый человек, нуждающийся в грамотном совете по реализации положений здорового образа жизни, так и больной, нуждающийся в необходимом уходе и медицинских манипуляциях. Семейная медсестра -это, прежде всего, высококлассный пропагандист, психолог и педагог, главным оружием которого являются слово и душа, что требует освоения громадного пласта специфических знаний и умений в области психологии общения, психологии личности, социальной и медицинской психологии. Это дополнительный, но первостепенный общеобразовательный багаж, помноженный на знания и умения клинической медсестры. Таким образом, помощник врача (фельдшер) и семейная медсестра - это специалисты высшего класса среди себе подобных средних медицинских работников широкого профиля.