3. Скринирующее наблюдение гериатрического контингента (в т. ч. проведение обязательных ежегодных визитов).
4. Участие в процессах, связанных с регулярностью проведения мероприятий по своевременному взятию цервикальных мазков, проведении подготовки женщин к подобным процедурам.
5. Совместное с ВОП наблюдение за показателями развития детей, реализация программы иммунизации детей.
Налицо типично курьёзная ситуация: в нашей системе исконно профилактического здравоохранения (с 1918 года!) мы никак не можем настроиться на здравоцентристскую парадигму общественного здоровья, продолжая приоритетно затрачивать и без того скудные материальные ресурсы на оптимизацию лечебной помощи, в том числе и в семейной медицине, а англичане, формально не признающие гигиены как самостоятельной отрасли медицины, имеют в составе семейных амбулаторий медицинских сестер двух профессиональных профилей - лечебного и профилактического.
Успешное функционирование общеврачебной практики невозможно без грамотных, квалифицированных, думающих фельдшеров и медсестер, готовых принять на себя ответственность за своих больных, партнеров и коллег. Понятно, что сами по себе такие работники не появляются. Требуется целая система их додипломного и, как считают некоторые авторы, последипломного образования и воспитания.
5.1. Помощник врача в системе «Семья - врач - помощник врача»
В доступной'нам литературе «первой волны», посвященной становлению семейной медицины в России и первому опыту работы ВОП, мы практически не встретили материалов, рассматривающих вопросы интеграции среднего медицинского персонала в систему общеврачебной практики. Лишь в конце 90-х годов заговорили о проблеме семейных медицинских сестер, осознав, что последние по своему предназначению, объему и характеру работы на голову выше участковых медицинских сестер и что для работы в семейной амбулатории медицинских сестёр надо готовить по специальным программам, как додипломного так и последипломного обучения и в достаточном количестве.
Возникшая кадровая диспозиция «средние медицинские работники - врачи» привела к возникновению таких негативных процессов, как увеличение во врачебной деятельности доли тех видов медицинских услуг, которые должны оказывать хорошо подготовленные сестры, а также способствовала принижению роли среднего медицинского персонала, функции которого в условиях участковой медслужбы оказались сведены к обслуживанию врача, а порой и к выполнению чисто технической непрофессиональной работы. В условиях реформирования российского здравоохранения на федеральном и региональном уровне возникла необходимость принятия продуманных мер по преодолению возникшей диспропорции, по повышению престижности профессии врача и медицинской сестры.
Лишь в начале нового тысячелетия появились работы, рассматривающие функциональные обязанности фельдшеров в условиях реформирования здравоохранения. Проблема фельдшеров в семейной медицине поднялась в силу начавшейся интеграции ФАПов в сельские врачебные амбулатории семейного врача, где за фельдшерами установили обязанности, фактически совпадающие с регламентированными обязанностями медицинской сестры общей практики. То же наблюдалось и в городских семейных амбулаториях (центрах общей врачебной практики), где до настоящего времени всерьёз не рассматриваются вопросы интеграции фельдшеров как полноценных помощников врача в его и профилактической, и лечебной деятельности, несмотря на то, что опыт работы сельских ФАПов советского периода здравоохранения полностью подтвердил их компетентность.
Положа руку на сердце, необходимо признать, что в статусе общепрактикующего врача стопроцентно заложены лечебно-профилактические принципы сельского фельдшера - превентивный патронаж, ранняя диагностика, оказание неотложной помощи и типовое лечение наиболее раацюстраненных заболеваний. Разница лишь в объёме оказываемой помощи. Точно так же, как фельдшер, встречающий трудности в диагностике и лечении каких-либо заболеваний, обязан обратиться к врачу, так и ВОП в аналогичных обстоятельствах должен обратиться к узкому специалисту.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.