Профессиональные требования и подготовка среднего медицинского персонала для семейных врачебных амбулаторий, страница 8

Преимуществом в работе медсестры семейной амбулатории является то, что она работает самостоятельно, с одним и тем же контингентом, в составе маленькой бригады - «семейный врач - медсестра». Выработанные совместно стиль и методы работы этой микробригады являются их личной прерогативой, способствуют эффективной постановке работы на участке, сами по себе являются лечебными.

Удовлетворенность больного лечебными манипуляциями является основой психологического воздействия, эффективного результата работы медсестры в семье в целом. «Связь, отношения между медсестрой и больным являются частью тех связей, той атмосферы, - пишет И. Харди в книге «Врач, сестра, больной» (1973), - что необходима в любом лечащем коллективе, частью общей взаимосвязи, которая возникает в процессе лечебной деятельности между врачом - сестрой - больным». В этой книге можно почерпнуть много практических советов психологического характера о работе врача и медсестры. И хотя они основываются на опыте внутрибольничных взаимоотношений, некоторые из выводов автора можно с успехом переносить на поликлинические условия работы медсестры. В частности, отношения врача и медсестры в системе «семья - врач - медсестра» являются основой эффективности работы системы. Автор прав в том смысле, что если между врачом и больным сложились отношения, тесный контакт, то сестре становится гораздо легче работать. Через контакт с больным устанавливаются взаимоотношения с членами семьи, с семьей в целом. И наоборот, контакт, установленный сестрой с больным и семьей, помогает работать врачу. Личность медсестры, ее профессионализм, помощь врача играют первостепенную роль в оказании положительного воздействия на членов семьи.

Что входит сегодня в обязанности медсестры врача-терапевта? Рутинная работа, не требующая специальной подготовки и знаний: выписка справок, оформление различных документов, направлений, поиски документов, организация приема, хождения по кабинетам и т. д., а от 5 до 18% времени теряется на нерегламентируемые перерывы. По данным некоторых авторов, только 20% работы медицинской сестры на приеме относится к квалифицированному виду работ.

И. Харди считает, что медсестра, безусловно, заслуживает того, чтобы быть освобожденной от второстепенных задач, дезорганизующих, мешающих концентри-рованию внимания на главном. Таких второстепенных задач у медсестры набирается великое множество. Перечисление только основных из них, содержащихся в инструкции о функциональных обязанностях медицинской сестры, займет по меньшей мере страницу текста. Например: до прихода врача убрать и проветрить кабинет, разместить на столе документацию, подобрать амбулаторные карты для приема, заготовить различные талоны, просмотреть карты наблюдения диспансерных больных и т. д. Во время приема выписывать направления, справки, рецепты, заполнять санаторно-курортные карты, делать выписки из амбулаторных карт, заполнять больничные листы, сопровождать больных в другие кабинеты по необходимости, вести поиски документации, заполнять паспортную часть различных медицинских документов, давать направления на госпитализацию, контролировать явку диспансерных больных и т. п.

Безусловно, это нужная и важная работа, без которой врач не может обойтись во время приема, это освобождает его время для непосредственной работы с больными. В то же время эта работа не требует особой, специальной подготовки. В некоторых странах она выполняется медицинскими или санитарными техниками, без специальной дорогостоящей медицинской подготовки. Существенное облегчение работы медсестры наступит также при переходе на машинные способы хранения и контроля информации.