Профессиональные требования и подготовка среднего медицинского персонала для семейных врачебных амбулаторий, страница 10

К сожалению, программа реформирования первичной медико-санитарной помощи в России никак не коснулась подготовки среднего звена для семейной медицины. Федеральных программ данного профиля нет, и каждый регион решает эту важнейшую задачу на свой страх и риск.

Санкт-Петербургский опыт подготовки семейных медсестёр ориентирован на их последипломное образование и осуществляется по двум направлениям:

1.  II ступень сестринского образования (повышенный уровень образования - 4-й год обучения). С 1996 года подготовка проводилась по авторской программе колледжа, а с 1999 года по Государственному образовательному стандарту. Срок обучения 10 месяцев.

2.  Переобучение в отделении повышения квалификации практикующих медицинских сестер на рабочих местах в течение 6 месяцев.

Авторы считают, что продолжительность проводимой ими подготовки и переподготовки семейных медицинских сестер оптимальна и более короткие сроки подготовки нецелесообразны.

Опыт целевой подготовки среднего медицинского персонала для семейных амбулаторий имеется также в Республике Карелия, где в 1999 году Минздравом республики и Петрозаводским медицинским колледжем разработана и реализована экспериментальная 6-месячная учебная программа для этой категории специалистов. В 2000 году была подготовлена вторая группа медсестер, но уже по 2-месячной программе «Семейное сестринское дело».

Петрозаводским медицинским колледжем разработаны также программы первичной специализации «Реабилитационное сестринское дело», «Сестринская социальная помощь», «Семейный фельдшер». Разработаны и успешно реализуются программы краткосрочных стажировок (от 3-5 до 12 дней) в лечебных учреждениях, определенных приказом МЗ Республики Карелия базами передового опыта по современным сестринским технологиям. Это такие программы, как «Поддержка и поощрение грудного вскармливания», «Школа саморегуляции больного сахарным диабетом», «Контроль астмы в первичном здравоохранении», «Медико-социальные проблемы семьи», «Медико-психологические проблемы подросткового возраста», «Здоровье женщины после 40 лет» и др.

Других материалов по последипломной подготовке и переподготовке медицинских сестёр для семейной медицины мы в доступной нам литературе не встретили.

Не встретили мы материалов и по целенаправленной подготовке медицинскими колледжами семейных медработников среднего звена в порядке до-дипломного обучения, хотя абсолютно ясно, что существующие программы подготовки средних медработников по специальностям «Лечебное дело», «Акушерство» и «Фельдшер» не дают необходимых знаний и умений для работы их в новом качестве и требуют дополнительного последипломного обучения, а порой и переучивания, как это имеет место при подготовке врачей общей практики. Правда, в переподготовке средних медработников элемент переучивания выражен более слабо, но необходимость доучивания реальна. Так почему бы его не делать во время обучения, а не после него?

Обучение семейной медицинской сестры (фельдшера) не может быть ограничено только тщательной отработкой манипуляционной техники. Главным содержанием программ теоретического обучения для семейных медсестер и фельдшеров должны стать разделы профилактической медицины, риторики, психологии, педагогики, социологии, этики и деонтологии, пропедевтики внутренних болезней, т. е. знания, направленные на формирование профессионально значимых нравственных качеств.

Это поднимет престижность труда медицинской сестры (фельдшера), даст возможность профессионального роста, в частности, для тех, кто не связывает работу с поступлением в вуз и имеет склонность только к совершенствованию работы с населением в качестве среднего медицинского персонала высшего уровня.

1.  Семейная медицина: Проблемы становления. / Под ред. В.Р. Вебера. – Великий Новгород: ННЦ СЗО РАМН; НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2004.