Игра «Да-нет» как средство обучения старших дошкольников анализу литературных произведений

Страницы работы

Содержание работы

Самойлова Ольга Николаевна

зам.директора по учебно - воспитательной работе

Игра «Да-нет» как средство обучения старших дошкольников анализу литературных произведений.

В традиционной педагогике учить пересказывать и уточнять смысл литературных произведений детей начинают с младшего дошкольного возраста. С помощью вопросов специально подобранных к данному литературному произведению проводится традиционная беседа. Выглядит она в форме вопросов к детям и их ответов педагогу. Часто длится долго и, в конечном счете, неинтересна дошкольникам. Дети не проникаются смыслом произведения. Кроме того, получается, что ребенок учится анализировать только данное литературное произведение, но не другое, с которым воспитатель не работает. То есть не умеет переносить способы анализа одного текста на другие.

На базе НМЦ № 242 г.Ульяновска с 1997 г. апробируется система игр при составлении и придумывании «загадалок». Целью их использования является  обучение детей анализу и кодировке литературных произведений. В основе их лежит мыслительный прием -  дихотомия.

Первый этап:

знакомство с алгоритмом «Да-нет» по литературным произведениям.

1 шаг. Дети определяли, что есть реальные ситуации и фантастические. Литературный мир (мир придуманный человеком) включает в себя различные жанры произведений: сказки (русские народные, авторские, зарубежные и т.д.), рассказы, стихи, песни и т.д. 

2 шаг. У объекта в литературной «Да-нетке» определяются признаки: природности или рукотворности; формы; цвета; размера; частей и т.д.

Условия:

q  дети должны уметь классифицировать объекты окружающего мира;

q  «загадалка» дается только по знакомым детям литературным произведениям.

3 шаг. Итак, объект определен. Дети его подставляют в текст «загадалки», и угадывают название сказки или рассказа. Закодированный воспитателем текст надо заранее сделать немного неточным, либо запутанным. «Загадалка» должна содержать задачу уточнения представленного педагогом кода литературного произведения.

4 шаг. Цель детьми достигнута: объект разгадан, вставлен в «загадалку», названо литературное произведение, но дети вдруг понимают, что она не точная. Например: «Они были веселыми и что-то вытащили». Дети определились, что разгадывать будут слово «что-то». Выяснили признаки объекта, угадали русскую народную сказку «Репка». А далее идет – уточнение кода: все ли нам нравится в этой загадалке. Что-то не так?

они вытащили, потому что были веселыми?

как можно сказать точнее? Что объединило их?

(получается, что трудолюбие и дружба).

про что или кого можно еще сказать – «дружные» (дети, родители); «дружная» (семья, группа); «дружный» (смех, коллектив).

В занятии решаются задачи грамматического строя речи.

Во время уточнения кода «загадалки», данной взрослым идет анализ всего литературного произведения: его главной сюжетной линией, героев, их действий, характеристик.

Примечание: если дети разгадали один объект, но не назвали сказку, то можно перейти к другому объекту данной «загадалки». Поэтому лучше сразу брать текст кода с двумя объектами и более. Например: «Кое - кто чем - то махнул и все горько заплакали» («кое-кто» или «чем-то» разгадывается,  а «все» уточняется.)

«Некто открыла дверь чужому и оказалась съеденной» («Некто» или «чужому» – разгадывается, «съеденной» уточняется).

«Некто был очень послушным и из-за этого его кто-то съел».(«Некто» или «кто-то» – разгадывается, «послушным» - уточняется).

«Она была слишком целеустремленной, и из-за этого осталась ни с чем». («Она» разгадывается, «целеустремленный» и «ни с чем» - уточняется).

Второй этап:

придумывание детьми своих «загадалок».

Пробы на практике показали, что они получаются у ребят односложными. Поэтому целесообразно использовать следующий прием: Когда обсуждение данной педагогом «загадалке» закончилось и еще свежи в памяти детей герои произведения, их поступки, взрослые предлагают вспомнить главное действие других героев сказки и придумать «загадалки» про них. Например: «Некто был очень послушным и из-за этого его кто-то съел» («Сказка о глупом мышонке»). Прошел анализ, уточнили, что «некто» был очень капризным, вредным или глупым. Затем детям предложили придумать «загадалку» про маму-мышь: «Некто была слишком суетливая и поэтому кто-то погиб»; про кошку, которая съела мышонка: «Она красиво пела, и из-за этого кто-то лишился жизни».

Методические рекомендации:

1.  При развитии у детей умения уточнять код литературного произведения необходимо ставить перед детьми задачу: отвечать доказательно, обращаться к тексту литературного произведения.

2.  Необходимо обучать детей умениям подробно описывать объекты или героев в произведении. С этой целью можно использовать упражнение: «Дразнилка» - изменение слова, обозначающие действия или характеристики объектов с помощью  суффиксов –лка, -ще, -чк. («Красная шапочка» – ласкалка, гулялка, приносилка, собиралка и т.д.)

Похожие материалы

Информация о работе